Аннотация:Реальная полиэтничность бывших советских республик остается неизменным фактом, и местные титульные элиты воспринимают ее как проблему, нежели как конкурентное преимущество в международных отношениях. Поэтому чаще всего выбирается путь ассимиляции нетитульных народов. На примере некоторых государств ближнего зарубежья можно убедиться в бесперспективности этнофаворитизма как идеологической основы нациестроительства, когда конструктивистские методы используются вкупе с примордиалистской риторикой. Отличие конструктивизма от большинства прочих подходов к нациестроительству состоит в представлении о частичной рукотворности современного национального сообщества. Но представление нации о самой себе не перестает быть от этого исключительно важным условием национального единства. В условиях очевидного нарастания общемирового кризиса цивилизации бесконечного прогресса и западной версии глобализации значение коллективной мифологии внутри каждого национального сообщества будет неизбежно возрастать. Смысловые пустоты объяснительной модели российской гражданской нации оставляют простор для любых манипуляций с элементами коллективной мифологии россиян. Поэтому современное состояние коллективной мифологии в Российской Федерации требует напряженной централизованной работы по выстраиванию защиты общенациональных представлений о нашем прошлом от бесконечных внешних попыток ревизии и манипуляции, по выработке системного подхода к табуированию всех блоков исторической памяти россиян и его последовательной реализации. Существование и тиражирование на постсоветском пространстве версий коллективной мифологии, альтернативных отечественной, представляет собой опасный вызов для безопасности России. Полиэтничность российского общества, этнокультурное многообразие нашей страны должны иметь единственную редакцию объяснения, транслируемую всеми институтами социализации и на федеральном, и на региональном уровнях.