Аннотация:Проведены комплексные полевые исследования, показаны результаты численного моделирования свойств мерзлых грунтов для ряда регионов Арктики (городов Воркута и Норильск, севера Западной Сибири, архипелага Шпицберген) и прогноз состояния транспортной инфраструктуры в изменяющихся условиях. Исследования показали, что в выбранных регионах степень воздействия различных криолитологических факторов на устойчивость транспортных систем имеет разный вес. На архипелаге Шпицберген наибольшую опасность представляют осадки сильнольдистых грунтов при оттаивании, стимулированном за счет антропогенного подтопления. На территории Воркутинского промышленного района, где наблюдается активная деградация исходно «слабой» мерзлоты – осадки грунта, развитие термоэрозии. Для севера Западной Сибири основной опасностью является морозное пучение, заболачивание, термоэрозия. В Норильском промышленном районе активно действуют термокарст, склоновые процессы, и «холодные» криогенные процессы.