Аннотация:В статье предпринят анализ путевых заметок С.П. Шевырева, итальянские дневники которого представляют собой и традиционные травелоги, с одной стороны, и размышления по случаю – с другой. В эти размышления входят суждения об итальянской живописи, ее собраниях и школах, об архитектуре и литературе Италии, прочитанных книгах, жизни европейских народов, а также неизбежные сопоставления России и Италии.
Автор основывался на методологии комплексного текстового, культурологического и имагологического анализа, что позволило вычленить своеобразие восприятия Италии и итальянских реалий С.П. Шевыревым.
Как и другие путешественники по Италии, в числе которых М.П. Погодин, А. Норов, А.Н. Майков, Ф.И. Буслаев, С.П. Шевырев отдает дань описаниям женских типов, народных обычаев и суеверий, национальных костюмов, а также неизбежным слухам о разбойниках, убийствах и других чрезвычайных происшествиях. С.П. Шевырев обращает внимание на повсеместную бедность, пытается описать национальный характер итальянцев, в которых находит проявления несовместимых качеств: гордости, храбрости, бесшабашности в играх и развлечениях и при этом лени и скупости. Среди негативных особенностей народного характера он выделяет также склонность к предрассудкам и мстительность. Но все эти не слишком привлекательные черты национального характера, по мнению путешественника, смягчаются инстинктивным, врожденным тяготением итальянцев к искусству.
В статье сделан вывод о том, что Италия, как страна романтической мечты, страна высокого искусства, занимала особое место в жизни и литературном творчестве С.П. Шевырева, что парадоксально сочеталось с его славянофильскими воззрениями. И путевые заметки, и дневниковые записи, и стихи итальянского цикла ярко характеризуют отношение С.П. Шевырева к Италии, которое оставалось неизменным на всем протяжении его творческого и научного пути и которое можно образно определить как приобретенное и высокоразвитое «чувство Италии».