Аннотация:: Статья посвящена исследованию семиотической концепции
Ю.В. Рождественского как основы лингвистики постиндустриального информационного общества. Анализируются родовидовые отношения между знаком
и языком. Определяются характеристики системности знаков. Рассматривается роль языка как основной индексирующей системы для знаков любого
вида. Структура статьи включает краткий анализ семиотических взглядов
Ю.В. Рождественского в аспекте языковой семиотики, а также пример плодотворного развития семиотической концепции Ю.В. Рождественского в современном искусствоведении, в исследовании знаковой природы искусства,
в частности, его базовой категории образной реальности как эстетической
информации. Посредством знаковых систем искусств создается, сохраняется
и передается эстетическая информация как разновидность исторически значимой части социальной семантической информации. Автор следует методологии культурно-исторического анализа социальной знаковой деятельности,
совокупности сфер социального семиозиса, что обусловливает объективноисторическое исследование семиотики как инструмента создания, хранения
и передачи социальной семантической информации. Единство сфер социальной знаковой деятельности человеческих сообществ (в языке, технике и искусстве) обосновывается унитарным характером носителей информации о
фактах культуры, которыми могут быть только знаки, объединяемые в семиотические системы.
Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что области научного
знания, в которых развивалась и воплотилась творческая мысль Ю.В. Рождественского, сопряжены в единую смысловую конструкцию, основанную на
его семиотической концепции и получившую обобщающее завершение в
предложенной ученым новой философии языка. Философия языка Ю.В. Рождественского имеет не только чисто философское, но и научно-прикладное и
практико-педагогическое значение для различных областей гуманитарного
знания. Семиотические идеи пронизывают многие гуманитарные науки и
усиливают представление о единстве связей разных областей гуманитарного
знания.