Аннотация:Трансрегиональная дорожная сеть выполняла функцию территориального каркаса, определяла уровень мобильности людей и влияла на развитие территорий. В ходе исследования реконструированы девять дорог русско-белорусского пограничья XV-XVII вв. Проанализировано состояние конструктивных элементов дороги, определено наличие и качество имевшихся искусственных дорожных сооружений и элементов обустройства, установлена фактическая длина участков дороги между населенными пунктами. Сделаны выводы о скорости и комфорте поездок по приграничным землям Великого княжества Литовского и Русского государства. Источниками для изучения качества коммуникаций выбраны 20 дневниковых записей, донесений и отчетов иностранных путешественников. Главным критерием отбора свидетельств является фиксация автором маршрута и изложение личного опыта поездки. Для каждого информатора русско-белорусское пограничье было транзитным регионом в рамках длительного путешествия из начального пункта к конечной цели.