Место издания:Издательский отдел факультета ВМиК МГУ Москва
Первая страница:145
Последняя страница:146
Аннотация:Экспериментально исследуется эффективность волновых движителей (ВД) двухтипов (качающееся подпружиненное крыло и прямоточный волновой движитель)на модели судна с малой площадью ватерлинии (СМПВ)Исследование работы крыльевых волновых движителей судов в лабораторныхусловиях, где, как правило, используются гладкие волны, показывает, что эффектдвижения судна против волн растет с увеличением интенсивности волнения. Однако, придвижении против реальных штормовых волн, судно испытывает большое сопротивлениепри взаимодействии крутых волн с корпусом. В таких условиях волновой движительне сможет обеспечить движение судна против волн.Полупогруженное судно или судно с малой площадью ватерлинии малоподвержено воздействию волн. На гидроканале НИИ механики МГУ была испытанамодель СМПВ длиной 1700 мм и шириной 1270 мм, в качестве основного элементадвижителя, как для качающегося профиля, так и для неподвижного (прямоточный ВД)использовался симметричный профиль NACA0015 с хордой 170 мм.Обнаружено, что для качающегося профиля при фиксированном заглублении крыладвижителя, максимум скорости движение судна против волн достигается, когда корпусасудна находятся в водоизмещающем положении. С ростом осадки (затоплением корпусов)скорость уменьшается, но не более чем на 40%, по сравнению с положением корпусовна плаву, а в диапазоне длинных волн судно с погруженными корпусами имеет заметное147преимущество по сравнению с плавающими. Зависимость скорости от заглубления осикачающегося крыла при неизменной осадке имеет максимум при заглублении крыларавным примерно 50 мм.Работа прямоточного движителя принципиально отличается от качающегося,однако в качестве рабочего элемента был использован тот же профиль NACA0015, толькоустановленный жестко относительно корпуса судна с наклоном20 относительнопродольной оси. Острая кромка профиля (она же верхняя) в невозмущенном состоянииустанавливалась на уровне покоящейся воды. Для малопогруженных корпусов, когдаимеется значительная качка судна, такой ВД значительно уступает качающемуся. Однакоего эффективность растет с увеличением осадки корпусов судна и при осадке большей400 мм судно движется примерно с той же скоростью, что и с качающимся ВД с той жеосадкой. Нужно отметить, что на длинных волнах эффективность прямоточного ВДзаметно уступает качающемуся ВД, но на более коротких и крутых волнах наблюдаетсяобратная картина. Тем самым для расширения диапазона эффективной работы ВД можноприменять оба способа создания тяги, с использованием одного и того же крыловогопрофиля