Аннотация:В статье рассматривается вопрос об исторических судьбах идрисидов — самого древнего и многочисленного клана потомков Пророка (шерифов) в Марокко. В VIII в. они основали первое независимое государство и собственную династию Идрисидов (788–984). После распада их державы потомки Идрисидских правителей вынуждены были скрывать свое проис- хождение и не играли серьезной роли в общественно-политической жизни Дальнего Магриба. Однако эпоха правления династии Маринидов (1269–1465) стала поворотным моментом для идрисидских шерифов — в результате сул- танской политики культ почитания потомков начал возрождаться, а позиции идрисидов значительно укрепились. Идрисидские шерифы стали важной частью городских и сельских элит. С начала XVI в. в Марокко началась эпо- ха правления шерифских династий Саадидов (1511–1659), а затем Алауитов (1631—наст.время), которые использовали благородное происхождение от Пророка (шараф) как главный источник легитимности своей власти. В этих условиях старейший и влиятельный шерифский род неизбежно должен был занять определенную позицию в отношении новых правителей, очевидно уступавших им в условной иерархии потомков Пророка. Целью данной статьи является попытка ответить на вопрос о том, как складывались отношения между идрисидскими шерифами и первыми Алауитскими султанами. На материалах марокканских летописей, городских хроник и агиографических трудов рассматривается динамика взаимодействия идрисидских кланов и престола как в момент прихода к власти Алауитских шерифов, так и в эпоху правления первых султанов династии. Особое внимание уделяется вопросу о политических амбициях знатных идрисидских родов при ранних Алауитах. Изучение источников демонстрирует, что первые Алауитские монархи осоз- навали превосходство идрисидов и не пытались поставить под сомнение их авторитет. Путем продуманной и нюансированной политики им удавалось обратить духовный и социально-политический капитал идрисидов в свою пользу и использовать его для укрепления собственной власти.