Аннотация:Парадокс К. Греллинга – Л. Нельсона возникает при условии использования автором (авторами) и адресатом (адресатами) классической языковоймодели смыслообразования, которая постулирует, что в словосодержащихсемиотических процедурах употребляются и понимаются автореферентныезнаки (слова), или модули «форма – значение». В рамках коммуникативноймодели смыслообразования, напротив, констатируется невозможность автономной референции знака; в качестве единственно возможного объекта референции и понимания в данном коммуникативном акте рассматриваетсясама попытка опосредованного воздействия (процесс); акциональный («воздейственный») режим сознания семиотического актора признается исключительным источником данного производимого смысла, в том числе «референции знаков». Парадокс рассматривается как последовательность попытоккоммуникативных воздействий на мыслимого адресата, который понимает(одобряет или не одобряет) действия автора парадокса на основе оценки егоакциональных состояний: на каких объектах автор фокусирует вниманиеадресата, каковы денотаты, мыслимые автором за «телами» знаков, насколько оправданы устанавливаемые классы, отношения, признаки и пр. Главнуюуязвимость парадокса предлагается видеть в том, что автор неоправданнопризнает самостоятельную вне-коммуникативную способность знака (слова)производить воздействия (называть, описывать, иметь собственные свойства), не замечает коммуникативные константы смыслообразования в теоретическом поле, хотя неизбежно пользуется ими. Парадокс элиминируетсявместе со снятием классической концепции знака как автономного модуля«форма – значение»)