Аннотация:Статья посвящена изучению риторического своеобразия научного общения на разных этапах формирования жанра университетской лекции. Рассматриваются социокультурно-исторические, психологические и фонетические предпосылки становления лекции, начиная с идей, заложенных в античности, и вплоть до ее новых фоностилистических тенденций в наши дни. Внимание фокусируется на речевом образе говорящего и тех риторических приемах, которые обеспечивают его взаимодействие со студенческой аудиторией. Показано, как меняется манера передачи знания при помощи лекции в зависимости от реалий той или иной эпохи и канонов публичного выступления в академической среде. Упор делается на необходимость преемственности и всестороннего осмысления различных факторов и аспектов, обусловливающих оптимизацию современного интеллективного общения на английском языке. Прослеживается постепенный переход от официальной и обезличенной, четкой и не терпящей отступлений подачи материала к более свободной, авторской трактовке проблематики лекции, основанной на отказе от назидательности и дидактики в образовательном процессе и подразумевающей совместное (интерактивное) дружеское обсуждение научных вопросов. Авторы приходят к выводу о том, что от русскоговорящих филологов-англистов требуется крайне взвешенное и продуманное отношение к происходящим в англоязычном жанре лекции инновационным процессам, поскольку именно в нем наиболее полно отражаются новые веяния в современной культуре речи. Предполагается, что это позволит значительно расширить и пополнить ранее установленные просодический и риторический минимумы научного общения при использовании английского языка в специальных целях.