Аннотация:Интеллектуальные революции состоят не только (а по мнению их оппонентов, и не столько) в изобретении новых подходов к предмету научного исследования, но и в «продвижении» и «презентации» новых взглядов. В значительной степени такая работа реализуется в создании текстов, на основании которых можно выделить и классифицировать используемые языковые средства – «языковые техники». Не претендуя на полноту, в данной статье попытаемся рассмотреть некоторые проблемы классификации языковых техник, используемых для подачи ведущих идей в ходе научных революций.Различные типы научных революции обслуживаются различными же языковыми техниками для демонстрации объяснительной силы, новаторства и превосходства над конкурирующими (предшествующими) теориями, для того, чтобы констатировать рождение новой научной эпохи и воспитать новые поколения исследователей в духе этой новой эпохи. Есть языковые техники для демонстрации междисциплинарных и «трансдисциплинарных» научных решений, а также для ниспровержения того, что ранее казалось очевидным. Сторонники и популяризаторы новых научных «поворотов» (напр., лингвистического поворота в философии) и «волн» (напр., прагматической волны в философии языка) используют более мягкие средства, чем «революционеры».