Аннотация:В настоящей статье на основе широкого круга неопубликованных источников из государственных и ведомственных архивов реконструируется эволюция обновленчества в Кубанской епархии, являвшейся одним из главных форпостов раскола в стране. Характерной чертой развития обновленческого движения в регионе стала его поддержка подавляющим большинством духовенством епархии. Более двенадцати клириков Кубани стали самочинными иерархами, некоторые входили в руководящие обновленческие органы. Социально-политическая специфика казачества и его причастность к событиям Гражданской войны отражалась на церковной жизни, и духовенство путем сотрудничества с властью стремилось обелить свое служение в период господства Добровольческой армии. Несмотря на высокую религиозность, в отличие от других южных регионов, антиобновленческое движение носило локальный характер и не получило повсеместного распространения. Вследствие жесточайших репрессивных мер из области были высланы десятки священнослужителей, не признавших обновленческое ВЦУ, включая викарного епископа Ейского Евсевия (Рождественского), протоиереев Александр Макова и Александра Пурлевского и др. Непосредственная связь кубанского духовенства с лидерами обновленчества, высшими органами советской вертикали и руководства органов безопасности обеспечивала необходимую поддержку раскола и сохранение монополии в церковной жизни на протяжении двух десятилетий.