Аннотация:Способность к совладанию определяется не только личностными и средовыми ресурсами, но и интериоризованными культурно-ценностными ориентациями, определяющими уместность использования стратегии поведения в зависимости от трудной жизненной ситуации. Целью пилотажного исследования являлось определение взаимосвязи стратегий совладания и культурно-ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте. С помощью H -критерия Краскела - Уоллиса были выявлены различия в использовании стратегий совладания старшеклассниками с разным типом культурно-ценностных ориентаций: традиционному окружению более свойственны стратегии дистанцирования, меньшей степени планирования решения проблем и положительной переоценки ситуации; современному типу культуры - стратегии избегания и положительная переоценка; динамически развивающейся культуре мало свойственны дистанцирование и избегание. Показано, что у каждой референтной группы есть свои ведущие стратегии совладания с трудностями, и мера их влияния на способность личности к совладанию с трудностями нуждается в дальнейшем исследовании.