Аннотация:Психологи выпуска конца 70х, к поколению которых принадлежу и я, еще имели счастье слушать лекции Алексея Николаевича Леонтьева и «Проблемы развития психики» были и остаются нашей настольной книгой. Поэтому сегодня юбилейная конференция предоставляет нам хорошую возможность соотнести то, что является предметом нашей деятельности, с тем, чему нас учили на факультете психологии МГУ. Область моих интересов – психофизиология и проблема связи психо- и физиологии является для меня не только научной, но и практической проблемой (выбор между гуманитарными и естественно-научными областями наук остается актуалным, несмотря на компьютеризированные библиотечные программы). Существует и другая проблема. Какую психофизиологию имеют в виду, когда спрашивают об использовании «детектора лжи» и о диагностике стресса? В последнее время эти вопросы все чаще звучат с центральных телевизионных каналов. И ответ на вопрос, что такое психофизиология, сегодня нужен (Черноризов, Исайчев, 2003).
"...Психофизиологическое изучение — психологическая физиология или физиологическая психология... ставит своей специальной задачей установление связей и зависимостей, существующих между одним и другим родом явлений".
Л.С. Выготский (1982, с. 138)
Определение, данное науке психофизиологии Львом Семеновичем Выготским, должно было устроить всех психофизиологов. И тем, что подобран специальный термин для психологических (в отличие от психических) процессов, тем и что связи между психикой и физиологией могут быть и корреляционными и объяснительными. Чтобы понять что-то, нужно знать что знать. Своим определением Выготский дает свободу выбора для исследователя на какой вопрос отвечать, «что?» или «почему?». Сегодня этот выбор определяет два направления в психофизиологии: психофизиологию практическую и теоретическую. За двенадцать лет прошедших с публикации предлагаемой Вам статьи мало что изменилось.