Аннотация:Задачей данной экспериментальной работы было выявить степень и характер взаимосвязи вышеописанных мотивов, входящих в состав учебной мотивации. Эта задача решалась в ходе фактор-аналитического исследования учащихся 8-х классов средней школы с помощью специально разработанной диагностической методики. Предполагалось, что статистическое сопоставление проявлений мотивации разных видов у конкретных учащихся позволит сделать вывод о независимости или зависимости разных мотивирующих влияний и характера их соединения в один актуально действующий фактор, который характеризует мотив. В мотивации учебной деятельности конкретных обследованных учеников мотивы саморазвития (самосовершенствования) и познания непосредственно связаны друг с другом и составляют единый тип мотивации личности.
В мотивации учебной деятельности этих учеников мотив избегания неудачи входит наряду с мотивами общения и поиска социального поощрения в единый тип мотивации социальной идентификации и не коррелирует с мотивацией достижения.