Железные дороги Туркестана в конце XIX - начале XX веков (по материалам фотоархива Музея землеведения МГУ)статьяИсследовательская статьяНаучно-популярная статья
Аннотация:В статье рассматриваются три уникальные фотографии, сделанные в 1898-1902 гг. на железных дорогах Туркестана. Их автор - Сергей Аветисович Мелик-Саркисян (1866 - после 1915) - агроном, написавший ряд книг о природе и сельском хозяйстве Ставрополья и Туркестана, один из первых исследователей Андижанского землетрясения. Оригиналы этих снимков являются частью фотоколлекции Д.Н. Анучина (1843-1923) и хранятся в Музее землеведения МГУ. Была представлена составленная авторами таблица с хроникой строительства Среднеазиатской (Закаспийской) железной дороги с 1880 по 1898 гг. Перечислены основные трудности, сопровождавшие строительство. Едва построенные участки Среднеазиатской железной дороги дважды сильно пострадали от разрушительных землетрясений: сначала от Красноводского (27.06.1895), затем - от Андижанского (03.12.1902). Параллельно со строительством железнодорожных линий создавалась система каналов для орошения Голодной степи. Всё это позволило вывести сельское хозяйство Туркестана на качественно новый уровень, оказывало благоприятное влияние на развитие городов и сёл, уровень жизни людей.