Аннотация:Кризис российской сельской местности продолжается уже несколько десятилетий. Пространственные различия усложняют задачу перед Правительством по выработке комплекса антикризисных мер. Усилия властей по реанимации депопулирующих населенных пунктов не имеют желаемого эффекта. По заверениям респондентов в различных регионах России власти слишком поздно обратили внимание на развитие сельских территорий. Трудоспособное население либо в значительной степени уже мигрировало в города, либо сформировало намерения по переезду. Процесс урбанизации в России еще не завершен. Приоритетным направлением для Правительства должны быть меры по противодействию атомизации сельских жителей, привлечению населению к решению проблем населенных пунктов и поддержке инициатив «снизу». При идеальном развитии событий должны быть сформированы сети взаимоотношений между людьми, живущих и работающих в одном обществе, позволяющие этому обществу эффективно функционировать вне зависимости от сторонних сил. Ситуация, сложившаяся на Крымском полуострове, является позитивным примером по развитию сельского социального капитала. Статья рассматривает село Новоалексеевка Красногвардейского района как пример значимости налаживания участия жителей в планировании жизнедеятельности своего населенного пункта. В период с 1995 по 2014 гг. на Крымском полуострове работала Программа развития и интеграции Крыма Программы развития Организации Объединенных Наций, специалисты которой поддержали деградирующую сельскую общину в начале 2000-х гг. Совместное решение жителями проблем с обслуживанием водопровода, реализации инфраструктурных проектов помогло населению почувствовать важность общих усилий. После 2014 г. объем государственного финансирования сельских проектов многократно возросло. Но вместе с этим увеличилась и дистанция между властями, принимающими решение, и населением, у которого формируются иждивенческие настроения. Подобная ситуация усиливает атомизацию населения, что ухудшает развитие социального капитала.