Место издания:Волгоградское научное издательство Москва-Волгоград
Первая страница:196
Последняя страница:217
Аннотация:Введение
Ни один народ, большой и малый, сам по себе никогда не развивался культурно, научно, технически, технологически, экономически, религиозно, политически (c нами солидарен великий немецкий историк XVIII в. И. Гердер: «Ни один народ в Европе не достиг культуры сам по себе; напротив, каждый стремился держаться своих прежних грубых нравов, насколько это только было возможно, чему способствовал и плохой, жестокий климат, и необходимость дикого военного уклада всей жизни. Ни один европейский народ не изобрел собственных букв; и испанские, и северные рунические письмена берут начало в письменности других народов; вся культура Северной, Западной и Восточной Европы - это растение, выросшее из римско-греческо-арабского семени. Много времени потребовалось этому растению, прежде чем народ мог прорасти на этой куда как суровой почве, пока он принес первые, еще очень кислые плоды; но даже и для этого потребовалось странное средство - чужеземная религия (христианство) - и только тогда, путем духовного завоевания, было достигнуто то, чего не смогли достичь римляне-завоеватели. Как плодовое дерево не обходится без пересадки, как дикорастущее - без прививки, так и народы, кажется, нуждаются, чтобы прививали им новые побеги, и для поступательного движения человечества необходимо, чтобы произошло это вовремя. Даже и самый лучший сорт погибнет, если всегда будет расти на одном и том же месте»).
Те, кто утверждает противоположное, или лгуны и фанфароны, или ничего не знают и ничего в этих вопросах не понимают, и понимать не хотят.
Нужно очень осторожно, деликатно, избирательно, «с большим умом», «с большим тактом» и «с большими и точными расчетами» прививать иностранные идеи, религию, нравы, ценности и т. д., дабы не пошатнуть традиционные устои общества и государства.
Другое дело - устои необходимо непрерывно модернизировать, т. е. приводить в соответствие с новыми задачами, проблемами и вызовами общественной жизни.
Вот несколько назидательных примеров из народных обычаев, литературы, искусства и техники:
• Церковные песнопения — не российское «изделие», но русские песнопения образца XV—XVI вв. — шедевры мирового уровня.
• Чай — также не российское изделие, но прелестный русский, национальный чайный церемониал — чисто российское явление. Причем у купцов, дворян, мещан, крестьян и интеллигенции дореволюционной России были свои особенности этого церемониала.
• Балет как вид хореографии был придуман то ли французами, то ли итальянцами, но русский балет XX в. — вершина мирового балета — это чисто российское явление.
• Великие русские поэты и драматурги К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.К. Толстой, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок и великие советские поэты эпохи Великой Отечественной войны (К.М. Симонов, А.А. Сурков, А.А. Ахматова и др.) - это гигантские уровни, масштабы, глубина, оригинальность, перлы божьи.
• Психологический роман был придуман в 1343 г. великим итальянским писателем, поэтом, гулякой-повесой, а затем женоненавистником Дж. Боккаччо («Фьямметта»), а вот «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Идиот», «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского и «Тихий Дон» М.А. Шолохова — вершины мирового романа — чисто российские явления (автор может привести систему доказательств и сопоставления с лучшей мировой классикой, но это тема для отдельной, большой, самостоятельной статьи).
• Броненосец как новый тип линкора, был изобретен в 1850-е гг. англичанами и французами («Лавэ», «Тоннант» и «Девастасьон»), а «Петр Великий» (в английских справочных таблицах по броненосным кораблям 1870-х гг. это изделие занимало 1-е место. Известный английский судостроитель Э. Пид отмечал, что «русские были первыми, кто решил проблему броненосного крейсера, в котором большая скорость могла сочетаться с эффективной защитой против орудий большинства мореходных судов, бывших тогда на плаву»), по своим тактико-техническим параметрам сильнейший в мире в 1870-е гг. — чисто российское явление;
• Танк, как новый тип оружия, был изобретен англичанами (Mk-I) и французами (FT-17) во время Первой мировой войны, а лучшие танки Второй мировой войны — Т-34/76,2 и Т-34/85, ИС-2 и ИС-3 — чисто российские явления.
Здесь интересно еще и то, что в Средневековой Европе история только одного народа зиждется на памятниках родного языка - это история России.
Автор в исследовании распределение культур в мире осветит на примере многих стран и цивилизаций для сопоставления, расширения и углубления темы.
Распределение культур в мире отражает распределение власти. Торговля может следовать за флагом, а может и не следовать, однако культура всегда следует за властью.
В течение всей истории экспансия власти какой-либо цивилизации обычно происходила одновременно с расцветом ее культуры, и почти всегда эта цивилизация использовала власть для утверждения своих ценностей, обычаев и институтов в других обществах и цивилизациях.
Универсальной цивилизации требуется универсальная власть.
Западная военно-политическая власть в форме завоеваний Александра Великого (IV в. до н.э.), Римской империи (III в. до н. э.—III в. н.э.), европейского колониализма (XVI—XIX вевов) и американская гегемония (XX века) расширили западную культуру на большую часть мира.
Завоевания Александра Великого и Римской империи, европейский колониализм далеко позади, а американская гегемония сходит на нет.
Далее автоматически следует свертывание западной культуры, по мере того как местные, исторически сложившиеся нравы, языки, верования и институты вновь заявляют о себе. Усиление могущества незападных обществ, вызванное модернизацией, приводит к возрождению незападных культур во всем мире.
Культура и идеология чужой цивилизации становятся привлекательными и притягательными, когда в них видят основу, корень материальных, науко-технико-технологических и военных успехов и влияния данной цивилизации.
Власть, в аспекте нашей темы, делится на две составные части: жесткую и мягкую.
Культура является составной частью мягкой власти, которая становится властью только тогда, когда в ее основании лежит жесткая власть. Усиление жесткой экономической и военной власти приводит к росту самоуверенности, высокомерия и веры в превосходство своей культуры, расы, религии или могущества по отношению к другим народам и привлекает к этой власти иные общества и цивилизации.
Тысячелетний исторический опыт говорит о том, что культура как составная часть мягкой власти переживает на десятилетия, и даже на столетия, жесткую власть.
Ослабление экономической и военной власти ведет к неуверенности в собственных силах, кризису идентичности и попыткам найти в других культурах и цивилизациях волшебные ключи к экономическому, военному и политическому успеху.
По мере того как незападные общества наращивают свой экономический, технико-технологический, военный и политический капиталы, как по мановению волшебной палочки возникает феномен индигенизации.
Феномен индигенизации 2-го поколения - это творческое использование в 1-м, «модернизаторском», поколении незападной цивилизацией достижений западной науки, техники и технологий и промышленности, а также части западных ценностей для ликвидации своего отставания и/или колониальной (полуколониальной) зависимости от того же Запада, а затем, после ликвидации своего отставания и/или приобретения независимости во 2-м поколении незападной цивилизацией, - нападение, отбрасывание и отторжение тех же западных ценностей.
Процесс индигенизации не обязательно ждет появления 2-го поколения. Талантливые, проницательные и легко приспосабливающиеся лидеры сами индигенизируются.
Коммунистическая идеология привлекала людей по всему миру в 1917-1985 гг., когда она ассоциировалась с огромными успехами в экономике, образовании (среднем и высшем, специальном и общем), здравоохранении, космосе, культуре, спорте и с военной мощью СССР. Эта привлекательность испарилась одновременно со стагнацией советской экономики, которая уже не была способна поддерживать военный потенциал СССР. Здесь, правда, сыграли разрушительную роль моральное, умственное и физическое растление так называемой советской послесталинской элиты, погоня за деньгами, виллами, жвачками, дорогими автомобилями, желанием во что бы то ни стало освободиться от всех своих обязанностей по отношению к своему народу, родине, но сохранить и приумножить свои привилегии и т. д.
Западные ценности и институты на протяжении последних 400 лет привлекали представителей элит из других культур и цивилизаций, потому что они рассматривались как первичный источник западной мощи и благополучия.
Одновременно с упадком западного могущества снижается и способность Запада навязывать западные представления о так называемых правах человека, либерализме, демократии, извращенных однополых пар и т.д. другим цивилизациям, а также уменьшается и привлекательность этих ценностей для других цивилизаций.
Например, жители Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Китай, Тайвань, Индия и другие страны) приписывают свое экономическое развитие (1946—2009) не импорту западной культуры, а скорее приверженности своей традиционной культуре. Они добываются успехов, по их утверждению, потому что отличаются от Запада. Правда, здесь во многом «попахивает» базарными, кухонными и пивными разговорами. Тогда возникают законные вопросы: Почему они сотни лет не развивались? В придачу стали колониями? Кто и что мешало им независимо развиваться до колонизации их Западом? И без влияния Запада? И т. д. и т. п.!
Автор насчитал 10 укрупненных этапов «привития» иностранных и своих новых идей в областях политики, религий, науки, техники, технологий и т. д. в тысячелетней истории Великой России:
1) принятие православной ветви христианства и идей самодержавия от Византии;
2) противоположные политические курсы Александра Невского и Даниила Галицкого в отношении Запада и монголов (начало первого Великого раскола внутри России);
3) отрицательные эффекты татаро-монгольского ига и варианты их «расшития»;
4) жестокие, поучительные и кровавые уроки Первой великой смуты;
5) ценность и необходимость реформ Петра Великого;
6) начало Третьего великого раскола внутри России;
7) последствия экономических реформ императора Александра II;
8) поучительные уроки Февральской революции (начало Второй великой смуты);
9) ценность и необходимость большевистского переворота и их всеобщих реформ;
10) поучительные и назидательные уроки так называемой перестройки (Третьей великой смуты и Четвертого великого раскола внутри России) и так называемых реформ в Российской Федерации.
Рассмотрим некоторые из этих этапов.
Принятие православной ветви христианства от Византии. С принятием православной ветви христианства Русь вошла в мировой поток развития и духовно, и культурно, и исторически.
Великий князь Киевский Владимир перешел из язычества в православие сам и перевел весь свой народ. Тем самым Киев решительно высказал свое негативное отношение к западничеству и тесным контактам с Западной Европой.
Он также сбросил еще одну напасть — гнет купеческого капитала рахдонитов.
Но в то же время Русь, на свое счастье, не успела получить византийские ереси, которые в XII в. и далее угробили бы ее окончательно: несторианство, павликианство, монофизитство, иконоборчество.
Не надо забывать того, что в те времена (IX-XII веках):
• не существовало ни Интернета, ни СМИ, ни радио, ни телефонов, ни телеграфа, ни кино (одни слухи, сплетни и пересказы из десятков источников, противоречащих друг другу);
• не было ни одного вида современного транспорта, существовали только лодки, небольшие корабли (по рекам и Черному морю), кони и примитивные конские повозки (по суше);
• книги переписывались в монастырях при лучине, причем только церковные;
• повсеместно орудовали шайки разбойников, убийц и охотников за «живым товаром»: свои (бродники, новгородские ушкуйники) и чужие (печенеги, половцы, хазары, осетины (асы), черкесы (касоги) и др.);
• Русь была малонаселенным краем с очень большими расстояниями между отдельными деревнями, городками и городами;
• ландшафт - дремучий, непроходимый лес, болота, лесостепь и степь, дорог совсем не было (весенние и осенние половодья, наводнения);
• колоссальное скопление диких зверей (стаи волков, медведи, вепри, зубры);
• погода: кто из теплолюбивых южан-греков мог выдержать наши долгие и лютые морозы?
Посему русские от Византии взяли только элементарную грамотность в политике, основы православной веры, иконописи, архитектуры, церковные песнопения. И все!
Поэтому, кстати, все разговоры К.Н. Леонтьева о благостном, плодотворном, глубоком и всестороннем влиянии Византии на Русь построены, увы, на песке!
Причем православие в глубь территории Руси и в души русского народа начало проникать по-настоящему только во времена монголов (XIII-XIV вв.), когда уже были свои родные, коренные священники и монахи всех рангов.
Правда, были иногда на Руси греки-митрополиты, греки-епископы, но они-то сами прекрасно понимали, что после уничтожения Византийской империи своими же братками во Христе - западными союзниками-крестоносцами и венецианцами (1204), а затем - жалком влачении ее анклава (1261-1453), окруженного со всех сторон владениями турок-османов, они должны были на Руси проводить только национально-русскую церковную политику! Иначе их просто выставили бы «за дверь» со всеми вытекающими отсюда последствиями для них же самых.
Есть одно мудрое и очень жестокое политико-культурное правило, которое проверено на сотнях народах во все века и на всех континентах: когда консервативные ранние культуры вступают в тесную связь с динамическими и развитыми соседними цивилизациями, древние устои рушатся и не заменяются новыми. В результате народ оказывается без опоры как в старом, так и в новом. Русь на этот раз, слава богу, этого счастливо избежала.
Принятие идей самодержавия от Византии. Идеи самодержавия в Византии были своеобразны: следовал переворот за переворотом, династия за династией, да и императрицы-куртизанки Зои, Феодоры, Ирины такие «каши» заваривали, что если бы Русь взяла это на вооружение, то сразу погибла бы. Потом крестоносцы захватили Константинополь (1204), разрушили Византийскую империю и соответственно политические и духовные связи Руси и Византии прервались. И это имело положительный эффект - в соответствии с вышеуказанным политико-культурным правилом!
Великий князь Владимировский Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого и двоюродный дед Александра Невского, первым на Руси высказал идею самодержавия и развития Северной Руси. Как все предтечи-новаторы он был убит, но не забыт. Эту идею на Западе еще не выработали!
Его программу развивали и продолжали Иоанновичи (Иван I Калита и его потомки), правда, не сразу и не полностью! Были периодически шатания, шараханья и временные отступления, но магистральная тенденция уже существовала!
Противоположные политические курсы Александра Невского и Даниила Галицкого в отношении Запада и монголов (начало Первого великого раскола внутри России).
Угроза немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной, опасность была постоянной и нарастала год от года.
К русским немцы и шведы относились еще более жестоко, нежели к прибалтам. Если, к примеру, захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев.
Поражение немцев на Чудском озере (05.04.1242 г.) отсрочило их наступление на Восток - Drang nach Osten, - которое было лейтмотивом немецкой политики с 1202 г. по 1941 г. Выиграв это сражение, Александр Невский не решил политических задач. Победа не ликвидировала возможности немецкого наступления, ведь сил у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев. При этом немцы могли постоянно пополнять свои армии, так как в XIII веке в Европе был огромный резервуар рыцарей-добровольцев, мечтавших найти применение своим силам, приобрести известность и хорошо подзаработать, т. е. совместить приятное с полезным.
Отсюда возникли два альтернативных политических курса при решении дилеммы войны на два фронта: Даниила Галицкого и Александра Невского.
• Даниил Галицкий принял решение просить Запад и Папу Римского оказать помощь в организации римских католических крестоносцев против монголов. Папа Римский прежде всего потребовал, чтобы Русская церковь приняла его власть. Получив заверение от Даниила, он отправил к нему королевскую корону (1253). Ободренный первым проявлением западной поддержки, Даниил запросил вспомогательные войска и был, естественно, очень разочарован, когда помощи не получил. В свою очередь, Папа Римский был не удовлетворен тем, что русское духовенство не признало его авторитет. В итоге Даниил оказался в одиночестве в рискованном противоборстве с монголами. Хан Берке расправился с ним, и он сбежал сначала в Польшу, а затем в Венгрию, а Галич и Волынь были опустошены монголами (1260). В итоге Даниил стал ханским вассалом.
• Александр Невский (великий русский народ может гордиться своими девятью гениальнейшими политическими провидцами: великим князем Киевским Владимиром-Святым, великим князем Владимировским Александром Невским, великим князем Московским и Владимировским Дмитрием Донским, великим князем Московским Иваном III Великим, царем Иваном IV Грозным, императором Петром I Великим, революционером-якобинцем П.Н. Ткачевым, революционерами-якобинцами-большевиками и строителями нового великого государства СССР В.И. Лениным и И.В. Сталиным. Кто десятый? Автор не ведает!) был убежден, что в данной конкретной ситуации Русь не может противостоять одновременно натиску шведов, немцев и монголов, и поэтому принял твердый политический курс на ханское покровительство, причем он никогда не отходил от этого курса, и его наследники, начиная с его младшего сына Даниила, следовали такой же политике в течение почти столетия. У современников курс Александра Невского популярностью не пользовался. Никто не думал благодарить князя за его героические усилия по спасению Русской земли. Большинство новгородцев твердо придерживались прозападной ориентации(например, когда в Новгород вместе с Александром Невским пришли монгольские переписчики, чтобы определить сумму налога, то новгородцы устроили бунт, а во главе его оказался Василий Александрович - его старший сын, дурак и пьяница. Александр Невский вывел «татарских» послов из города под своей личной охраной, не дав их убить. Тем самым он спас Новгород от гибели - монголы в таких случаях поступали «по свойски» с населением городов (вырезали под корень всех!). С вожаками смуты Александр Невский поступил мудро-жестоко: им «вынимали очи», считая, что глаза человеку все равно не нужны, если он не видит, что вокруг делается. Только такой кровавой ценой ему удалось подчинить новгородцев, утерявших здравый смысл и не понимавших, что тот, кто не имеет сил защищаться сам, вынужден платить за защиту от врагов). Хотя Александр Невский и не был вполне лояльным вассалом хана, но твердо настаивал, что в конкретных обстоятельствах нужно воздержаться от враждебных действий против монголов, ибо восстание неизбежно будет гибельным и для русского народа, и для Руси.
Последствия политического курса Даниила Галицкого в отношении Запада и монголов. Те русские княжества, которые отказались от союза с татарами, были захвачены частично Венгрией, частично Литвой, частично Польшей, и судьба их была печальной. В рамках западноевропейского суперэтноса русичей ждала участь людей второго сорта (это сейчас ожидает народы Украины, Прибалтики и стран Восточной Европы, если они во время не одумаются).
Это отчуждение и отрыв от чисто русских корней пошли по второму и другим «адским кругам». В 1596 г. на церковном соборе в Брест-Литовске было объявлено объединение западнорусской церкви с римской католической. На самом деле большинство делегатов выступили против этого, будучи приверженцами традиционного течения Греческой православной церкви. Но большинство епископов признали власть Папы Римского, и польское правительство подтвердило законность униатской церкви. Церковные здания на Украине и в Белоруссии были переданы униатскому духовенству. Конфисковывались книги и памфлеты, издававшиеся греческими православными учеными против церковной унии.
К этому времени большинство западнорусских князей, которые до середины XVI в. более или менее твердо и последовательно придерживались греческого православия, перешли в римское католичество: Висневецкие, Сангушко, Сапеги, Огинские, Ходкевичи, Пасы, Хребтовичи, Воловичи, Корчаги, Острожские. Ради того, чтобы самым не платить налоги в казну Речи Посполитой, они предали как православие, так и свой народ (наши современные олигархи - их духовно-психические и идеологические потомки).
Маневры Даниила Галицкого и западнорусских князей-предателей чуть было не повторили другие:
1. Новгородские бояре (Марфа Борецкая и ее подельники) в XV в., но змеиная мудрость, дальновидность, холодная, многоходовая расчетливость, изворотливость и решительность великого князя Московского Ивана III Великого на корню подрезала эту предательскую затею-мечту.
Вольности были отменены, вече уничтожено. Его символ - колокол свободы - был увезен в Москву (1478). Арестованную Марфу Борецкую отправили в женский монастырь в Нижнем Новгороде.
В 1480 г. в Новгороде был раскрыт еще один заговор против Москвы в пользу Литвы. Иван III Великий лично провел назидательную карательную экспедицию. На этот раз он принял решительные меры, чтобы обеспечить повиновение раз и навсегда. 150 бояр-предателей были казнены, и их собственность конфискована. 8000 видных семей получили земельные владения в различных районах Московии, а их прежние земли в Новгороде заселили столько же московитов (автор не знает ничего подобного ни в истории Средневековой Западной Европы, ни в истории Средневекового Востока). Таким образом, на Руси родился еще один оригинальный политический принцип.
В 1478 г. 50 богатейших новгородских купцов с семьями перевели во Владимир. В следующие два года из Новгорода в Московию, главным образом в Нижний Новгород, вывели около 10000 зажиточных людей из среднего класса. Кроме того, к 1500 г. большинство церковных земель Новгорода было конфисковано и роздано в качестве земельных владений служившим в армии московитам (массовое переселение народа в эпоху опричнины ведет свое начало отсюда. Иван IV Грозный шел по стопам своих славных предков, просто масштабы, крови, и пользы были намного больше). Если бы Иван III Великий опоздал с кардинальным решением этого взрывоопасного вопроса, то Новгород был бы потерян надолго, если не навсегда, и превратился бы в подвариант Галиции - со всеми вытекающими отсюда последствиями для будущей истории России.
2. Московские предатели-бояре (Семибоярщина) в 1612 г. Но русский народ во главе с народными руководителями князем Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым перечеркнул их предательские планы, вышвырнул их из Кремля и из большой политики. Их потом втихую «сжили со свету» Романовы, используя разнообразные методы.
3. И.С. Мазепа, С.В. Петлюра, В. Винниченко, Голубович и др. - в многострадальной Украине.
4. Грузинский царевич Александр Ираклиевич (1778-1838) , Н.С. Чхеидзе, И.Г. Церетели, Е.П. Гегечкори, П.Г. Мдивани - в Грузии.
5. Мехти-хан Карабахский, Мустафа-хан Ширванский, Султан-хан Казыкумыцкий, Насиб-бек Усуббеков, Топчибашев, Хан Хойский - в Азербайджане.
(Предательства были реализованы в отношении императорской России - русской буржуазией и купленной ею по корню растленной, продажной, никчемной чиновничьей гидрой (гражданской и военной) в начале 1917 г. Но, в конечном счете, они жестоко просчитались, правда, на этой «ниве» «плодотворно» поработали и сами Николай II, Александра Федоровна и их присные; а также в отношении СССР М. Горбачевым и его окружением в 1985—1991 гг.).
Последствия политического курса Александра Невского в отношении Запада и монголов. Монголы приучили русских людей выполнять приказы; платить налоги; беспрекословно давать пополнение в армию, военная повинность монголам - хорошая школа для русских; научились воевать; усвоили безжалостную дисциплину; переняли их методы, приемы войны и узнали их сильные и слабые стороны.
Русские продолжали выполнять свои обязанности для великого князя - руководителя национальной борьбы против монголов.
У монголов установилась система наследования верховной власти (минорат) при которой младший сын получал в наследие все права отца, а старшие братья - лишь долю в общем наследстве. Ее, слава богу, Русь отторгла!
Митрополит Алексий I, регент при Иване II Красном, используя нужду очередного хана в русском серебре, сумел в обмен на финансовую поддержку получить ханскую грамоту, удостоверяющую, что великое княжение является наследственным правом московских князей из династии Ивана I Калиты.
Таким образом, политическая традиция Киевской Руси была отменена окончательно. Ей на смену пришел абсолютно новый принцип наследственной, династической монархии.
Эту чисто новаторскую русскую идею подхватил Дмитрий Донской. Реализация этой идеи помогла усилить и дисциплину, и могущество, и авторитет великого княжества Московского.
Сформулированная Александром Невским доминанта поведения - альтруистический патриотизм - на несколько столетий вперед определила принципы устроения Руси. Заложенные им традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до XIX в. привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. Именно потомки Александра Невского строили в XIV в. на развалинах Киевской Руси новую Русь - Великороссию.
Русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свои идеологическую независимость и политическую самостоятельность. Например, после побед в Орде мусульманской партии в лице ханов Берке и Узбека никто не требовал от русских обращения в ислам.
Москва же с учетом жестоких и назидательных уроков татаро-монгольского ига и необходимости сосредоточения политической, военной и экономической силы для последующего сбрасывания татаро-монгольского ига не продолжила традиций Киева, как это сделал Новгород.
Напротив, она уничтожила традиции вечевой вольности и княжеских междоусобиц, заменив их другими, новаторскими, нормами поведения - системой строгой дисциплины, этнической терпимости (к нравам и обычаям других народов) и глубокой религиозности. Это были новые оригинальные политические принципы!
Московское самодержавие родилось из жесткой необходимости организации военной силы и обеспечения контроля над территорией, слишком большой для стратегической защиты. В XV-XVI веках. Московия стала военным лагерем. Усилия правителей и народа сконцентрировались на обороне. Политическая свобода была принесена в жертву во имя национального спасения.
Московский великий князь использовал для своей и национальной выгоды ту систему управления и налогов, которую создали ханы.
Отрицательные эффекты татаро-монгольского ига и варианты их «расшития». Автор в первой половине 1980-х гг. любовался храмом в Ростове Великом, а также в 1975 г. видел репродукции русских икон , созданных до татаро-монгольского ига. Это плоды русского таланта, ума, буйной фантазии и творческого, каторжного труда!
Оборотной стороной союза с Золотой Ордой был непрерывный и большой по масштабам вывоз ремесленников, строителей, иконописцев и иных необходимых для самой Руси специалистов. Поэтому была разрушена система подготовки кадров, смены поколений и передачи навыков, технических знаний, умений и секретов молодежи.
Надо открыто и честно признать, что произошла определенная варваризация Руси. А что взамен могли предложить в науке, технике, технологиях и искусствах безграмотные монголы-пастухи-воины?! Поэтому наши предки разучились строить и создавать новое!
Но жизнь не топталась на месте. Посему наши предки, начиная с Дмитрия Донского, стали устанавли-вать тесные политические, экономические, духовные связи с западными странами, в частности, вначале с сильными, богатыми и развитыми итальянскими государствами - Генуей (в большей степени) и Венецией (в меньшей степени).
Но нашим предкам устроили блокаду — разновидность «железного занавеса» - наши «милые», добропорядочные соседи: Швеция, Литва, Польша и Ливонский орден (это напоминает так называемый санитарный кордон 1920—1930-х гг., устроенный их потомками против СССР, и нынешние попытки построить нефте- и газопроводы в обход РФ и прочие никчемные проделки).
Внезапно в 1553 г. англичане нашли Северный морской путь в Московию - в районе современного Архангельска.
Царь Иван IV Грозный ласково и вкрадчиво принял неожиданного, но очень нужного гостя - Р. Ченслера, - мгновенно сообразив, какие колоссальные политические, хозяйственные и военно-технико-технологические выгоды сулит непосредственная, не зависимая от транзита через наших западных соседей торговля с далеким европейским Западом.
Вслед Р. Ченслеру явились голландские и бельгийские корабли.
Иван IV Грозный понял, что их всех можно стравливать между собой во имя коренных интересов Московского государства. Это делали все его наследники, кто лучше и искуснее (лучше и искуснее всех это делали и делает: 1) Петр I Великий; 2) российский посол в Англии в 1790-х гг. граф С.Р. Воронцов; 3) В.И. Ленин, И.В. Сталин; 4). величайщий гроссмейстер-политик-стратег современности В.В. Путин), кто - топорнее.
Англичане стали привозить пушки, ядра и всякие огнестрельные снаряды — сначала морем через Нарву, а потом, когда Нарва была потеряна русскими, через Архангельск.
Рижане обращались в Любек за советом, какими способами воспрепятствовать этим сношениям. Эти бесконечные подлости ничего не напоминают нашим просвещенным современникам?
В Московское государство приезжали военные и гражданские архитекторы, художники, инженеры, специалисты по артиллерийскому и монетному делам, минеры, переводчики и дипломаты и в меньшей степени рудокопы.
Пример успешной индигенизации в архитектуре. Итальянцы научили русских делать прочные церковные постройки из кирпича.
В архитектуре во времена Василия III на Руси появился новый русский стиль на стыке соединения старого русского с итальянским стилем эпохи Возрождения.
Его особенности: многогранная, столповая форма основного здания; пирамидальная, шатровая кровля; луковичная глава на сравнительно узкой шее; паперть или крытое крыльцо с кувшинообразными колонками и над ним - шатровой сенью.
Первый каменный храм столпового и шатрового стиля - это храм во имя Вознесения в подмосковном великокняжеском селе Коломенское (1532), второй же храм - в селе Дьяково, близ Коломенского. Но самый известный храм этого стиля - собор Покрова Пресв. Богородицы, или Василия Блаженного. Наиболее выдающееся достоинство собора - это чувство соразмерности, пропорциональности, выдержанное в целом и во всех подробностях. Замечательна также удивительная прочность всего сооружения, с виду такого легкого, ажурного и затейливого.
Рудокопов наши предки стали активно приглашать только в XVI-XVIII веках.
Но наши предки сохранили свою религию, культуру, политический строй! Никакой вестернизацией и «не пахло».
Был налажен тотальный контроль за связями русских с иностранцами. Иностранцы жили в отведенных кварталах под неусыпным контролем тогдашней русской контрразведки.
Появился еще один новаторский политический принцип. При Иване IV Грозном с одобрения митрополита Макария на территории бывшего Казанского ханства была объявлена политика веротерпимости. В новозавоеванных землях построили христианские церкви для русских официальных лиц и поселенцев, но насильственного обращения мусульман не было.
При Иване III Великом и Василии III появились зловредные порядки, от которых сотни лет страдало Московское государство:
• Была организована тщательно ведшаяся система учета генеалогического старшинства боярских фамилий с указанием места службы каждого, а также постов, занимаемых их предками. Эта система основывалась на прецедентах. Таким образом, великий князь Московский (а позже царь) в выборе своих советников и высших военачальников был «связан по рукам» традицией. При известных обстоятельствах это вело к серьезному политическому конфликту, который достиг своей высшей точки в середине XVI в.
• Доступ к особе государя был затруднен разными церемониями и целой лестницей придворных чинов. Государи становились игрушками в руках прожженных интриганов-придворных.
От этих напастей освободился только Петр I Великий.
Вторая напасть по второму «адскому кругу» пришла при Екатерине II Великой и «почила в бозе» вместе с отречением последнего российского императора-пигмея Николая II.
Уроки Первой великой смуты. В начале XVII в., в годы Первой великой смуты, открылась бездна, и Россия с ужасом в нее заглянула. Кровавые уроки Первой великой смуты поставили вопросы о военно-технико-технологической, гражданско-технико-технологической и государственной отсталости России.
Например, небольшие, но хорошо вооруженные для того времени и прекрасно обученные и дисциплинированные отряды отъявленных разбойников шведского генерала графа Я. Делагарди и поляка-гусара Лисовского терроризировали по несколько русских областей сразу.
Были еще свои тамошние, казацкие банды З. Заруцкого, Я. Баловня и др.
Появился еще один новый политический принцип: Московское царство стало единым национальным целым, а не суммой земель-княжений, великокняжеских вотчин. Понятие семейного владения, доли которого могли идти в «удел» членам владетельного дома, окончательно умерло с последним Даниловичем, Федором I Иоанновичем.
Романовы впредь не наделяли младших членов фамилии хотя бы ничтожными частями территории, как делал еще недавно сам Иван IV Грозный.
Две черты развития центральных и областных органов управления России после Первой великой смуты: развитие приказного (бюрократического) элемента за счет сословно-общественного; заметное улучшение техники управления в смысле большей систематичности и лучшего распределения компетенций между инстанциями.
После Первой великой смуты от иноземных мастеров требовали, в качестве обязательного условия выучки своему ремеслу и искусству приставленных к ним подмастерьев из русских.
Голштинский посол Адам Олеарий прямо свидетельствует, что русские ремесленники способны к разным ремеслам, легко перенимают все, что увидят у немцев. «Особенно удивили меня русские золотых дел мастера, которые делают теперь серебряную с разными украшениями посуду с таким искусством и изяществом, что не уступают нисколько немцам». «Теперь русские уже сами умеют лить большие пушки и колокола».
Особенно способными учениками немцев русские оказались в книгопечатании. Первым «мастером печатного дела на Руси» был любский типографщик Варфоломей Готан, который в конце XV в. «поставлял великому князю книги» на русском и латинском языках. Устроенная при Иване IV Грозном типография состояла только из русских мастеров, в числе которых были печатники, граверы, мастера, умевшие делать «матрицы» и «формы словолитные», т. е. вся технологическая цепочка состояла из русских мастеров.
После Смутного времени московское правительство не скупилось на расходы и тысячами приглашали иноземных, обученных «огненному бою» солдат на подмогу своим ополчениям.
Но позорная неудача под Смоленском (1634) разочаровала правительство, и оно перешло от системы найма иноземных региментов к обучению своих воинов «огненному бою». А иностранцев приглашали на службу только как инструкторов. Победы армии Алексея Михайловича над поляками доказали разумность такой тактики.
Заведение войск, наученных «огненному бою», ребром поставило вопрос о производстве ружей, пушек, ядер на русских заводах, так как импорт вооружения был слишком накладным и вел к постоянной от него зависимости.
Развитие же отечественного вооружения в свою очередь требовало развития горно-заводской промышленности, железной промышленности и т. д. Эта задача так и не была решена в должных объемах и ракурсах до Петра I Великого.
В XVII в. в России появляются заводы и фабрики, устраиваемые как иностранцами, так и некоторыми русскими людьми, часто при поддержке правительства.
В 1650-х гг. возникают мыловаренные заводы, куда сбывали в большом количестве поташ. В первой половине XVII в. в России началась выработка стекла. Вокруг Москвы в XVII в. было много пороховых мельниц.
Стремясь расширить промышленную деятельность в стране, правительство организовывало ряд экспедиций для разыскания местонахождения тех или других природных богатств. В XVII в. голландские и английские купцы через Архангельск развозили по русским городам пряные коренья, сахар, шафран, соленые сельди, вина, разные ткани, голландские сукна и полотна, зеркала, ножи, шпаги, ружья, пистолеты, мушкеты, медь, свинец, олово, серебро, золото , тафту, бархат, парчу, шерстяные и бумажные чулки, жемчуг, алмазы и другие предметы роскоши.
Бессознательная «чужебоязнь», зоологический национализм переходят в XVII в. в значительных группах московского общества в сознательное национальное самоопределение, вызванное вторжением в русскую стихию западноевропейских начал, которые помогли русскому человеку открыть глаза на «свое», заметить в нем недостойное и взять из чужого потребное.
Европейская наука XVII в. - это И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, Б. Паскаль, П. Ферма, П. Гассенди, Ф. Бэкон, И. Ньютон, У. Гарвей, Ю. Гюйгенс, Г.В. Лейбниц, Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Бейль, Бернулли и т. д.
Московская Русь XVII в. не знала не только равновеликих имен, но, к нашему стыду и горечи, даже названий большинства представленных ими областей научных и технических знаний. В России же того времени господствовала еще средневековая по типу культура. Но Русь существовала далеко не в безвоздушном пространстве.
Тем не менее в Московском государстве XVII в. были и свои немалые плюсы. Приведем только пять примера: 1). Московская торговля была специализирована — лавки, занимающиеся продажей какого-либо одного товара, группировались обычно в одном месте, образуя торговый ряд. В Новгороде Великом и Астрахани торговля также была специализирована. Правительство строго регламентировало торговлю по рядам, наблюдая за тем, чтобы не было лавок, торговавших смешанным товаром; 2). Среди столичного купечества безграмотных было не более 12—15%; 3). Московские гости делали крупные земельные приобретения в промышленных поморских уездах с целью эксплуатации местных природных богатств. За гостями Усовыми числилось таких приобретений на 7000 р., за Ревякиными — на 2400 р., за Груздцыным: в Сольвычегодском уезде — 12 деревень и в Устюжском уезде — 29 деревень. Эти гости — один из факторов раскручивания первой индустриализации России при Петре I Великом; 4). Барон Рупрехт фон Рейнкрафт писал: «Невероятная, почти болезненная чистоплотность московитов: все их жилища, как простые деревянные избы худородных, так боярские и княжеские хоромы, постоянно чистились, скоблились, отмывались горячей водой. Сами московиты без конца топили бани — странные деревянные сооружения, в которых они создавали невыносимую жару и с каким-то остервенением истязали друг друга березовыми прутьями… Я поначалу долго не мог поверить, что на подобную пытку московиты идут добровольно, будучи убежден, что мытье в бане-парилке — это следствие особо изощренного наказания, наложенного царем на все, независимо от сословия, население страны… Я очень скоро вошел во вкус и впоследствии даже удивлялся, как обходился без жарко натопленной бани, кваса, медовухи и кулачных боев».
В эти времена вся придворная знать Западной Европы «жутко пованивала», распространяла болезни и «дохла как мухи»! Много духов и еще больше грязи и пота мирно уживались на роскошных телах придворных дам Парижа, Лондона, Вены, Мадрида, Флоренции и других столиц! Западные аристократы и аристократки пользовались «блохоловками» - носили на себе полоски меха, которые должны были отвлечь блох, им досаждавших; 5). В богатых домах и дворцах Западной Европы, например в Версале, не имелось туалетов: нормой жизни вельмож считалось справлять нужду на улице, а в непогоду - в камине или на персидский ковер.
На Руси же издавна в доме любого состоятельного семейства непременно имелась уборная.
Автор развеет один злобный штамп, навешанный на великий русский народ (эта клевета была распространена именно в XVI—XVII веках): 1). В 1636 г. Адам Олеарий видел на Москве-реке много больших судов, шедших из Астрахани к столице с медом, солью и соленой рыбой.
В силу взаимного географического расположения Москвы и Астрахани путь в Москву из Астрахани идет против течения р. Волги и других рек, соединяющих г. Москву с р. Волгой. Итак, речь идет о больших тяжело нагруженных кораблях. Ясно, что они — с парусами. Иначе, как они могли плыть против течения, да еще нагруженные товарами? 2). Предположим, что корабли плавали без парусов и их тащили бурлаки против течения рек. Тогда, используя законы элементарной физики, получим: разложение результирующей силы по направлению русла реки и перпендикулярно ей , где — угол между и береговой линией; вторая сила тянет к берегу - это смертельный 100%-ный удар по этой клевете; 3). Необходимо вдобавок учитывать силу сопротивления воды по направлению русла реки с учетом: 3.1) результирующей скорости, наибольшей площади на пересечении плоскости, перпендикулярной к корпусу корабля; 3.2) тяжело нагруженного большого корабля и глубины погружения корабля в воду. Могли ли тощие, хилые дистрофики-бурлачки хотя бы сдвинуть с места большой тяжело нагруженный корабль в стоячей воде, а тем более против течения? Конечно, нет! При этом следует учитывать непрерывно уменьшающуюся высоту дна из-за непрерывно прибывающего ила (песка), а также изменяющуюся береговую линию вверх-вниз и направо-налево, при этом береговая линия, местами, просто непроходима.
Из этого примера видно, что «отсталость» Руси явно преувеличивается дореволюционными и современными исследователями.
В поисках оптимального варианта развития Московского царства ее правящие круги пытались использовать попеременно или вместе три взаимоисключающих друг друга варианта.
Сначала пытались учиться у греков-византийцев, но эти «благодетели-спасители» были заурядными (и незаурядными) прощелыгами и мошенниками.
В придачу древние церковные византийские рукописи были большей частью уничтожены при взятии Константинополя в 1204 г. и в 1453 г., их так называемые новые сочинения выходили из венецианских и римских типографий, зорко контролируемых иезуитами, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Результат "плодотворного" сотрудничества с ними - Великий раскол в церкви и в народе в XVII веке. Это второй Великий раскол в Российском государстве и в русском народе, но далеко не последний.
К тому же, греческие духовные лица-попрошайки и интриганы-рвачи чуть было не заразили Русь курением опиума (например, Павел Алепский и прочие епископы и митрополиты).
Они ничего не могли дать полезного ни в науке, ни в технике, ни в технологиях, ни в управлении государством, ни в рудном деле, ни в военном деле, ни в одной отрасли промышленности. Впоследствии при правлении Петра I Великого с ними прервали все связи за полной их ненадобностью.
Затем, в конце царствования Алексея Михайловича, обратились к восточным украинцам, более образованным и культурным, чем наше духовенство. Но они также ничего не могли дать полезного в вышеуказанных семи направлениях развития.
Петр I Великий же использовал третий вариант и вышел на путь индигенизации, а не вестернизации.