Аннотация:Всех ученых, исследовавших и разрабатывавших научно-технические проблемы и задачи времени, на наш взгляд, можно разделить на две группы:
• первооткрыватели новых теорий, изобретатели товаров, услуг, техники и технологий;
• продолжатели, «углубители» теорий и изобретений, которые часто яснее, глубже и проницательнее первооткрывателей понимали истинное значение открытия и/или вносили весомый вклад в его детальную разработку и внедрение.
К первой группе, в частности, относятся:
• в науке: Архимед, Л. да Винчи, Г. Галилей, И. Кеплер, Б. Паскаль, М.В. Ломоносов, В.В. Петров, Н.И. Лобачевский, Э. Галуа, Г. Мендель, Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, К.Э. Циолковский, А. Пуанкаре, А.Н. Крылов, С.В. Лебедев, экономист-математик В.К. Дмитриев, П.И. Попов и Л.Н. Литошенко, Я. Шатуновский и многие др.;
• в технике: Архимед, Ф. Брунеллески, Л. да Винчи, Микеланджело Буонарроти, И.И. Ползунов, Дж. Уатт, Дж. Стефенсон, Е.А. и М.Е. Черепановы, С.О. Макаров, А.С. Попов, И.Г. Бубнов, И.И. Сикорский, В.Г. Шухов, С.П. Королев, А.И. Туполев и многие др.;
Ко второй группе, в частности, относятся:
• в науке: Эвклид, Коши, В.В. Леонтьев, В.С. Немчинов, Л.Я. Берри и многие др.;
• в технике: полуплуты-полуизобретатели-полупредприниматели Р. Аркрайт, Р. Фултон, А. Борзиг, А. Крупп, Г.М. Маркони, Г. Форд I и многие др.
В.В. Леонтьев относится к числу гениальных «углубителей» теорий.
Еще в конце XIX в. гениальный английский политик Дж. Чемберлен выдвинул политическую доктрину, содержанием которой являлись следующие положения: государство не только может, но и обязано вмешиваться в отношения между рабочим и работодателем; фабричное законодательство должно быть направленно на защиту интересов трудящихся, развитие муниципального хозяйства. Заработная плата, продолжительность рабочего дня, все другие условия жизни рабочего класса должны быть таковы, чтобы рабочий класс в своей массе был непосредственно заинтересован в сохранении и процветании Британской империи. Государственный протекционизм более чем на 50 лет ограничил свободу торговли.
В Америке ситуация почти аналогична. Великая депрессия 1929-1933 гг. в повестку дня поставила важные и неотложные вопросы создания и реализации антициклического регулирования на государственном уровне.
Политическое кредо 26-го президента США Т. Рузвельта:
• необходимость большей социальной справедливости, чтобы избежать революционных потрясений;
• контроль над хозяйственными предприятиями, функционирующими на национальном уровне.
Политическое кредо 32-го президента США Ф.Д. Рузвельта:
• самая радикальная государственно-интервенционистская программа планирования;
• борьба с массовой безработицей через прямые выплаты пособий социального обеспечения союза отдельным штатам и общинам; широкая государственная программа трудоустройства;
• попытка широкомасштабного регулирования производства и цен.
В СССР в 1920-е гг. ученые-экономисты стали развивать инструментарий директивного планирования для пятилетних планов (Г.М. Кржижановский, С.Г. Струмилин, В.А. Базаров, Н.А. Вознесенский).
Время требовало для проведения грамотного и эффективного государственного регулирования экономиками (народными хозяйствами) новых методов, подходов, приемов, инструментария, моделей и т. д.
И здесь «ко двору» пришелся метод межотраслевого баланса производства и распределения товаров и услуг (МОБ), предложенный и разработанный плеядой выдающихся русских и советских экономистов В.К. Дмитриевым, П.И. Поповым, Л.Н. Литошенко и Я. Шатуновским.
В.В. Леонтьев, будучи 19-летним юношей, гениальным дьявольским чутьем глубоко «просек» значимость МОБ и внес весомый вклад в его детальную разработку и внедрение. В этом его великая историческая заслуга! Это то же самое, что «узреть» в «гадком утенке» «прекрасного лебедя» с учетом того факта, что далеко не из каждого гадкого утенка получается лебедь.
Надо открыто и честно признать, что если бы В.В. Леонтьев в те времена остался в СССР, то он вряд ли бы сумел довести до практической реализации свои идеи: в связи с атмосферой дикого неприятия применения математики в экономических исследованиях; отсталостью советской статистики той эпохи; отсутствием вычислительной техники; отсутствием детального классификатора отраслей, подотраслей, товаров и услуг; необходимостью долгосрочных, дорогих и кропотливых исследований на «нулевом» цикле исследований (на фазе разработки самой методики) и невозможностью в связи с этим практического применения МОБ без ЭВМ, а также по другим причинам.
При этом не стоит забывать, с какими выдающимися учеными-экономистами ему пришлось работать и учиться в Гарвардском университете - в Национальном бюро экономических исследований (NBER):
• С.С. Кузнецом - автором методики статистики НД, национального продукта и других важных показателей, а также гипотезы о существовании 22-24-летних «вторичных циклов»; без этой методики нельзя было в принципе создать МОБ;
• У.К. Митчеллом - автором, наряду с Дж. Китчином, малых волн - 36-40-месячных циклов; он обладал уникальной, многообразной экономической статистикой США за несколько десятилетий;
• М. Абрамовичем, А.Ф. Бернсом, Ф.С. Миллсом, У.М. Персонсом, М.Ч. Рорти, В.Л. Торпом, С. Фабрикантом - соратниками У.К. Митчелла;
• а также с И. Фишером - автором «индексов Фишера» - «идеальных» индексов цены и физического объема); Дж.М. Кларком - автором различных типов издержек: абсолютных, дополнительных (или предельных), финансовых, производственных, долгосрочных и краткосрочных. Без этой методики также нельзя было создать МОБ.
Подчеркнем некоторые фундаментальные вопросы, касающиеся методики определения МОБа и его практического применения.
Как в МОБе конкретного фиксированного t-го года учитывать:
• по затратам и потреблению долговременные, многолетние исследования по какой-нибудь конкретной технико-технологической программе, например, по разработке атомного и термоядерного оружия, ракетных подводных атомных крейсеров стратегического назначения (РПАКСН) проекта n, ТОКАМАКа, атомных реакторов на быстрых нейтронах и др. за (t–k)-м, (t–(k–1))-м, …, (t–1)-м годы (k > 1)?
• по потреблению долговременные, многолетние затраты по производству, например, кораблей, самолетов, прокатных станов, химических реакторов, атомных реакторов на быстрых нейтронах, ракетных подводных атомных крейсеров стратегического назначения (РПАКСН) проекта n, целых заводов, электростанций, плотин, дорог и др. за (t–k)-м, (t–(k–1))-м, …, (t–1)-м годы (k > 1)?
• импорт по затратам в I-м квадранте и по распределению - во II -м квадранте МОБА за t-й год - это завезенный импорт в t-м году или же используемые в t-м году импортные товары и технологии частично за (t–k)-м, (t–(k–1))-м, …, (t–1)-м и t-м годы (k > 1)?
• экспорт по распределению во II-м квадранте МОБА за t-й год - это экспорт товаров, технологий и услуг произведенных в t-м году или же экспорт товаров, технологий и услуг произведенных частично и в (t–k)-м, (t–(k–1))-м, …, (t–1)-м и t-м годах (k > 1)?
В.В. Леонтьев ошибся, когда использовал МОБы для прогноза развития отдельных регионов мира с 1973 на 2000 г. Дело в том, что за 25-27 лет в развитых науко-технико-технологических народных хозяйствах изменяются отрасли, подотрасли (одни появляются, другие исчезают полностью, третьи исчезают частично), а также aij. Это можно сделать только тогда, когда вместо A[ij, 1973] использовать A[ij, 2000], находя [Aij, 2000] через обобщенный метод RAS, т. е. [Aij, 2000] = R[ij, 2000]*[Aij, 1973]*[Sij, 2000] . Это должно было стать просто рекламой, пропагандой метода МОБа и только.
Для успешного проведения грамотного и эффективного проведения государственного регулирования экономиками (народными хозяйствами) наряду с МОБом производства и распределения товаров и услуг необходимы также:
• МОБ трудовых ресурсов (млн чел.час.);
• МОБ основных производственных фондов (млрд дол., млрд р.);
• МОБы также в разрезе областей, краев, республик в составе Российской Федерации;
• производственные функции, например, с постоянной эластичностью замещения факторов производства (Кобба—Дугласа, Кобба—Дугласа—Тинбергена), или же с переменной эластичностью замещения факторов производства ;
• отработанный хозяйственный механизм.
В РФ в 2001-2005 гг. принято колоссальное количество программ, планов на всех уровнях и во всех весях. Как они стыкуются по источникам и объемам финансирования, наличным производственным мощностям, запасам сырья, трудовым ресурсам и т. д. и т. п.? Не являются ли они просто «игрой» в программы для проформы?
Для полной оценки отдельно взятой программы и стыковки программ между собой как раз и пригодится метод МОБа.
Расчетные формулы: 1.1), 1.2),(2.1), (2.2).
где А’(k) - вектор-строка коэффициентов прямых затрат на (k)-ю продукцию, n>1; Xk - объем производства (k)-й продукции, млрд р.; X’(k) - вектор-строка объема производства (k)-й продукции, n>1; матрица на главной диагонали которой находятся X(k), n*n; E - единичная матрица, n*n; E(1) - вектор-столбец единичной матрицы, 1*n; B - матрица коэффициентов прямых затрат (энергия, топливо, сырье, материалы, полуфабрикаты, узлы, детали и т. д.) на уровне народного хозяйства РФ, n*n; S’(1) - вектор-строка прямых затрат на объем X(k) продукции, n*1; S1 = S[прям. затр] - объем прямых затрат на объем X(k) продукции, млрд р.; S’[Косв. затр] - вектор-строка всех косвенных затрат на объем X(k) продукции, n*1; S[Косв. затр] - объем всех косвенных затрат на объем X(k) продукции, млрд. р.; S’[полн. затр] - вектор-строка полных затрат на объем X(k) продукции, n*1; S[полн. затр] - объем полных затрат на объем X(k) продукции, млрд. р.
Формулы, аналогичные формулам (1.1-3.2), существуют для трудовых затрат, а также для основных производственных фондов.
На современном этапе необходимы дальнейшая доработка и модернизация МОБа с учетом требований сегодняшнего дня.