Аннотация:В статье рассмотрено использование педагогических подходов – личностного и системно-деятельностного – при разработке и реализации двух тематических занятий в музее, посвященных жизни и научной деятельности В.И. Вернадского. Данные занятия – «От почвы до биосферы» и «Жизнь и научная деятельность В.И. Вернадского» разработаны в музее землеведения МГУ и направлены на углубленное знакомство школьников с учением о биосфере. В статье представлены методические материалы к занятиям: описание этапов проведения занятий и задания для самостоятельной работы (кроссворд и квест). Проведенный нами анализ апробации занятия «Жизнь и научная деятельность В.И. Вернадского» показал, что учащиеся были единодушны во мнении, – организация самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы и направляющая роль музейного педагога позволяют лучше усвоить сложные понятия и разобраться во взаимосвязи различных научных направлений.