Аннотация:Цель исследования. В статье исследованы проблемы включения в систему двухсторонних отношений РФ и КНР принципа «взаимности» и возможности его реализации в практике обеспечения прав трудовых мигрантов. Определено, что принцип «взаимности» предполагает возможность законодательного закрепления прав, свобод и обязанностей мигрантов из того государства, которое взяло на себя обязательство гарантировать аналогичные права на своей территории в отношении мигрантов из России. Включение указанного принципа в систему двухстороннего и многостороннего регулирования миграционных процессов является оправданным, поскольку у мигрантов появляется ясность по поводу их прав и обязанностей; государства получают дополнительный инструмент для защиты прав своих граждан за рубежом; мировое сообщество обретает возможность совершенствовать миграционное законодательство, опираясь на сложившуюся практику включения принципа взаимности в сферу двустороннего обеспечения прав мигрантов. В статье выделены два типа миграционной политики, обеспечивающей права мигрантов и их защиту: «агрессивная миграционная политика», характерная для современного Китая и пассивная (оборонительная), определяющая российский тип миграционной политики. Вывод. В результате проведенного исследования определено, что основная проблема, связанная с включением принципа «взаимности» в структуру двухстороннего сотрудничества России и Китая состоит в том, что два противоположных по своему характеру типа миграционной политики сложно привести в состояние паритета юридического обеспечения прав трудовых мигрантов, что создаёт сложности достижения консенсуса между двумя странами в данном вопросе. Решение данной проблемы требует создания научно обоснованного и подтвержденного мировой практикой алгоритма включения принципа «взаимности» в миграционную повестку двухсторонних отношений РФ и КНР. Использование этого подхода даёт возможность согласовать позиции двух стран и совместную миграционную политику, обеспечивающую права мигрантов с учётом мировых тенденций, происходящие в данной сфере международных отношений, разработать механизм взаимного обеспечения прав трудовых мигрантов в России и в КНР.