Аннотация:В статье рассматриваются две технологии – воздушного лазерного сканирования и внутритрубной диагностики, перспективные для применения при мониторинге трубопроводов как единый комплекс, способный в будущем (при улучшении точности определения координат в пространстве) заменить геодезические наблюдения на всем протяжении наблюдаемого трубопровода. Кратко рассмотрены особенности применения воздушного лазерного сканирования для определения планово-высотного положения трубопровода подземного проложения с использованием методики повышения точности. Продемонстрировано комплексное использование данных воздушного лазерного сканирования и внутритрубной диагностики на тестовом участке трассы трубопровода. Цель исследования: определение минимально возможных погрешностей при проведении воздушного лазерного сканирования и совмещение результатов с данными диагностирования трубопроводов для анализа активности опасных геологических процессов и оценки возможного влияния их на трубопровод. Методы: метод дешифрирования материалов воздушного лазерного сканирования с выделением опасных геологических процессов по прямым признакам (патент на изобретение «Способ дешифрирования экзогенных геологических процессов и инженерно-геологических условий» RU2655955C1), методика проведения аэрофотосъемки и/или лазерного сканирования местности с борта пилотируемого и/или беспилотного летательного аппарата (патент на изобретение RU2655956C1). Использование технологии внутритрубной диагностики позволяет обнаружить дефекты в металле, включая изменения геометрии трубопровода, дефекты сварных швов и состояние наружного защитного покрытия. Учитывая, что внутритрубная диагностика трубопроводов не является новинкой и применяемые методы регламентированы, наибольшее внимание в статье уделено рассмотрению метода определения пространственного положения подземной части трубопровода при совмещении данных определения положения пространства трубопровода по данным воздушного лазерного сканирования и планово-высотного положения трубопровода (патент RU173296U1) по информации внутритрубной диагностики. В результате: визуализированы данные воздушного лазерного сканирования тестового участка с установленными на нем устройствами определения планово-высотного положения трубопровода. Представлена цифровая модель местности, на которой при дешифрировании установлено наличие опасных геологических процессов. Приводится профиль участка трассы трубопровода, на котором поверхность земли построена по материалам воздушного лазерного сканирования, а положение трубопровода получено при помощи внутритрубного инспекционного прибора.