Аннотация:Абстракт
Хорхе Агустин Николас Руис де Сантаяна-и-Боррас, более известный в академическом мире в силу
первичной университетской институционализации как Джордж Сантаяна (1863-1952) - испано-
американский философ, литератор и публичный деятель. Родился в Испании, вырос и получил
образование в США, где жил с с восьмилетнего возраста. В силу этого идентифицировал себя как
американец, хотя всегда сохранял испанскую культурную идентичность, имел испанский паспорт и в
возрасте 48 лет навсегда вернулся в Европу. Широкой публике известен афоризмами: «Тот, кто не помнит прошлого, обречен повторить его», «Только мертвые видели конец войны», связанными с его
эссеистическими произведениями. Более специализированные читатели знакомы с его определением
красоты как «опредмеченного удовольствия», что непосредственно с настоящей публикацией. В
отношении религии был агностиком, но ценил испанские католические ценности, обычаи и
мировоззрение, на которых вырос. В теоретическом отношении на него оказали глубокое влияние жизнь
и мысли Спинозы, во многих отношениях Сантаяна старался ему следовать. В годы учебы закончил
Бостонскую латинскую школу и Гарвардский колледж, где он учился у философов Уильяма Джеймса и
Джозайи Ройса, в Гарварде был энергично вовлечен в публичную деятельность одиннадцати клубов, стал
основателем и президентом Философского клуба, членом литературного общества под псевдонимом O.K.,
редактором и карикатуристом газеты The Harvard Lampoon, а также соучредителем литературного
журнала The Harvard Monthly. После окончания Гарварда в 1886 году Сантаяна два года учился в Берлине.
Затем он вернулся в Гарвард, защитил диссертацию о Германе Лотце (1889). С 1896 по 1897 год Сантаяна
стажировался в Королевском колледже в Кембридже. Он был профессором Гарварда (1889-1912), в этом
качестве внеся важный вклал в деятельность философского факультета и приобретя статус классика
американской филосрфии, несмотря на молодой возраст. В 1912 году Сантаяна оставил свою должность в
Гарварде, чтобы провести остаток своей жизни в Европе. Некоторые из его гарвардских студентов
прославились в различных качествах, в том числе Т.С. Элиот, Уолтер Липпманн и Гертруда Стайн.
Основное философское наследие Сантаяны состоит из представляемой работы «Чувство красоты» (1896),
его первой монографической публикации и, пожалуй, первой работы такого масштаба по эстетике в ее
современном понимании, написанной в Соединенных Штатах; «Жизнь разума» (в 5 т, 1905–1906), ставшей
пиком гарвардской фазы его карьеры; "Скептицизм и вера в животных" (1923); «Сфера бытия» (в 4 т.,
1927–1940). Хотя Сантаяна не был программным стороннником прагматизма, как Уильям Джеймс,
Чарльз Сандерс Пирса, Джосайя Ройс или Джон Дью, «Жизнь разума» является первым развернутым
изложением идей этого течения. Как и упомянутые авторы, Сантаяна хорошо разбирался в теории
эволюции и был привержен метафизическому натурализму, то есть считал, что человеческое познание,
культурные обычаи и социальные институты развились таким образом, чтобы соответствовать условиям
окружающей их среды. При этом, по указанным выше причинам этнической идентичности Сантаяна с
пиететом относился к религии и называл себя «эстетическим католиком». Взгляды Сантаяны на
религию изложены в его книгах «Разум в религии», «Идея Христа в Евангелиях» и «Интерпретация поэзии
и религии», романе «Последний пуританин», автобиографическом эссе «Лица и места» — автобиография.
Следует заметить, что метафизический натурализм Сантаяны в сочетании с приверженностью
католическому традиционализму в годы жизни его в Европе, в том числе в Италии а годы правления там
Муссолини дали весьма характерные следствия: он стал придерживаться идей расового сепаратизма и
весьма одиозных евгенических взглядов, что в приводимой нами работе, написанной в годы карьеры в
Гарварде, конечно, было еще невозможно.
Ключевые слова
Сантаяна, американская эстетика, эстетические идеи прагматизма, метафизический натурализм,
натуралистическая философия.