Аннотация:Одно из важных направлений, развиваемых внутри молодой дисциплины буддийских этических исследований, связано с выявлением в учении классического буддизма таких черт, которые могли бы быть сопоставимы с положениями основных нормативных этических теорий Запада: этики добродетели, консеквенциализма и деонтологии. Данная работа посвящена сравнению этики буддизма и консеквенциализма. Ее цель — рассмотреть ключевые доводы, которые предлагаются в защиту точки зрения, согласно которой в этическом поведении как буддистов тхеравады, так и буддистов махаяны, значительную роль играет консеквенциалистская мотивация. Исследователь, чья аргументация в отношении консеквенциалистского характера этики буддизма по преимуществу рассматривается и критикуется в данной статье, — Чарльз Гудман. Вывод состоит в том, что классические буддийские тексты действительно дают основания трактовать буддийскую этику как разновидность консеквенциализма, но до определенных пределов. Дамьен Кеоун, с которым полемизирует Гудман, и который отстаивает наибольшую близость этики буддизма этике добродетели Аристотеля, убедительно обосновывает, что в своих фундаментальных положениях этика буддизма имеет характерные черты не консеквенциализма, а этики добродетели. Тем не менее, есть основания считать, что консеквенциалистская этическая мотивация в большей степени характерна для учения махаяны. Более общий вывод заключается в том, что наличие ряда противоположных позиций в отношении характера буддийский этики означает, что мы не можем создать непротиворечивую единую теорию буддийской этики, не учитывая особенностей различных ее направлений.