Аннотация:В статье рассмотрены причины образования на постсоветском пространстве самостоятельных органов предварительного следствия в виде следственных комитетов. Проведено сравнительное исследование на примере следственных комитетов Республики Беларусь, Приднестровской Молдавской Республики, Российской Федерации и Республики Армения, рассмотрены их назначение, организация и функциональные особенности, обусловленные спецификой национальных систем уголовного судопроизводства, выделены их схожие черты и отличия. Установлено место следственных органов в государственном механизме названных стран, а также высказаны предположения о направлениях их развития. Исторически сложилось, что защита прав и свобод человека осуществляется посредством уголовно-правовой регламентации общественных отношений, профилактики преступности, выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в ходе уголовного судопроизводства, в систему которого входит предварительное (досудебное) расследование преступлений. Наиболее сложная категория осуществляется в форме предварительного следствия специально на то уполномоченными следственными органами. От объема полномочий этих органов, их правового статуса в системе государственного механизма зависят оперативность и эффективность выполнения возложенных на них обязанностей, а значит, и защищенность прав и свобод человека и гражданина. Сделанные на основании анализа периода зарождения и становления самостоятельных следственных органов на постсоветском пространстве выводы могут послужить подспорьем как в совершенствовании государственной уголовно-правовой политики, так и в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.