Образ и текст: к вопросу о текстовых источниках типологического параллелизма в иконографии западноевропейских памятников изобразительного искусства XII встатья
Аннотация:Одной из иконографических тенденций, которые становятся особенно артикулированными в XII в., является усиление роли типологической логики в выборе и организации сюжетов в рамках иконографической программы памятников декоративно-прикладного искусства, книжной миниатюры и витража. Интерес к подобного рода визуальной экзегезе, основанной на символическом параллелизме Ветхого и Нового Заветов, порождает эксперименты в области иконографических программ, что приводит к появлению в последней четверти XII – начале XIII вв. ряда памятников, в которых использованы развернутые типологические циклы (Клостернойбургский алтарь, типологические витражи французских и английских соборов). Предметом исследования в данной статье является связь описанной иконографической тенденции с текстами богословского, теософского и литургического характера. Несмотря на то, что некоторые из упомянутых текстов уже привлекались исследователями христианской иконографии для интерпретации изобразительных программ, специального исследования источников «типологической иконографии» в XII в. еще не было осуществлено. На основании анализа ряда текстов и иконографического анализа памятников изобразительного искусства предпринимается попытка выделить группу источников, которые могли быть знакомы составителям иконографических программ. Среди памятников изобразительного искусства особенный интерес в XII в. представляют произведения, созданные в рейнско-маасском регионе (а также дериваты этой традиции), в этой группе памятников (включающей процессионные и алтарные кресты, филактерии, переносные алтари, произведения витража и книжной миниатюры) последовательно реализуются поиски в области типологической иконографии.