Аннотация:В статье обозначены проблемы нехватки педагогического ресурса для российских школ по языковым направлениям: «иностранный язык» и «второй иностранный язык», а также их лингводидактической подготовки в условиях реализации норм новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее- ФГОС ООО). Автором проанализированы основные профессиональные образовательные программы (далее-ОПОП) ведущих педагогических вузов страны и сделаны выводы об отсутствии в названиях и содержании единства, систематизации и несоответствии содержания современным требованиям к результатам подготовки будущих учителей иностранных языков по всем направлениям. Многие программы рассчитаны не на подготовку будущих учителей иностранных языков, а специалистов, чья профессиональная деятельность не связана с педагогикой. В процессе реализации некоторых положений новых ФГОС ООО выявлены нормативные противоречия законодательно закреплённому принципу общедоступности и бесплатности основного общего образования для школьников и их родителей. Определены ключевые тенденции и перспективы развития российской языковой образовательной политики и предложены некоторые варианты по проектированию российского основного общего образования в части лингводидактической мультилингвальной подготовки учителей в условиях реализации ФГОС ООО. Актуализированы проблемы, идентичные с преподаванием языков народов России в процессе преподавания иностранных языков (первого и второго) и отсутствия нормативно закреплённых механизмов взаимодействия «педагогический вуз-школа-обучающийся», а также гарантий реализации данной формы сотрудничества. Такая ситуация создает трудности с обеспечением законодательно закрепленного права на доступное и бесплатное образование для школ, как субъектов образовательного процесса и с каждым годом удаляет от школьников реальную возможность изучать иностранные языки, сдавать их качестве предмета ЕГЭ и использовать в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: лингводидактическая подготовка; мультилингвальное образовательное пространство; иностранный язык; второй иностранный язык; языки народов России; основная профессиональная образовательная программа; мультилингвизм; мультилингвальная межкультурная компетенция; межкультурная коммуникация; языковая образовательная политика; принцип общедоступности; принцип бесплатности.