Аннотация:Анализируются материалы опросов проведенных в рамках «Международной программы социальных исследований». Выявлена иерархия факторов жизненного успеха в оценках россиян. Констатируется, что в общественном сознании получение хорошего образования выступает одним из основных способов преуспеть в жизни, лишь немногим уступающим по важности упорному труду. Рассмотрена динамика оценки важности образования для достижения успеха в жизни. С 1992 по 2019 гг. зафиксировано некоторое увеличение важности образования как фактора успеха применительно как к получению образования респондентом, так и влиянию образования родителей. Сравнительный анализ, показал, что представления россиян о роли образования существенно не выделяются на общем фоне. Структура часто упоминаемых факторов, выявленная в России характерна для большинства других государств. Проведенный факторный анализ позволил выявить три модели (укрупненные группы) факторов жизненного успеха. Рассмотрена модель «образование-труд», базирующаяся на собственных усилиях (получение хорошего образования, упорный труд) и образовании родителей. Констатируется, что в России сравнительно сильно выражена модель «связи-взятки», включающая способы достижения жизненного успеха, основанные на неформальных практиках взаимодействия. Отмечается, что оценка важности образования как условия достижения успеха в России в отличие от других стран-участниц программы не связана ни с субъективным статусом и самооценкой принадлежности к социальному слою, ни с такими составляющими интегративного социального статуса как уровень образования и уровень доходов респондентов. Делается вывод о том, что образование в России не дает преференций в той степени, в которой они обеспечиваются в ряде других стран-участниц программы. Отмечается стереотипное восприятие образования как фактора успешности особенно его высоких уровней. Выявлено, что для молодежи получение хорошего образования менее важный фактор жизненного успеха, чем для представителей старших возрастов.