Аннотация:Актуализация мотива танца в литературе начала XIX в. обусловлена как повышенным вниманием романтиков к идее синтеза искусств, так и полемикой, связанной с постепенным распространением вальса на территории Европы. Оформленный в духе руссоистского возвращения к природе, уже на ранних этапах романтизма, мотив танца демонстрирует известную симметрию с хореографическими характеристиками вальса как танца, не несущего на себе четкого отпечатка социальной иерархии, и модой начала века с её культом «нагого», а значит индивидуального тела. Начиная с одноименной поэмы Байрона, мотив вальса в романтической литературе заметно снижается, становится двузначным, знаменуя собой неизбежное торжество массы над индивидуальностью (Гофман, Мюссе). Еще не успев окончательно утвердиться в Европе, танец лишается у романтиков своей свободной, стихийной сущности, оказываясь не только божественным откровением, но и чувственной иллюзией с несомненным привкусом телесности.