Аннотация:Изучаются звукоизобразительные механиз-мы фраземообразования, которые не опи-саны в фоносемантическом и лингвокуль-турологическом аспектах. Исследованиепроводится на материале компаративныхфразеологимов (образных сравнений), ото-бражающих звучание речи. В соответствиис поставленной целью выявляются их мо-тивационные модели и разрабатываютсяприемы словарной репрезентации. Длядостижения цели используются методыфоносемантического, компонентного,лингвокультурологического анализа, при-емы структурно-семантического модели-рования и лексикографического констру-ирования. Установлено, что большинствозвукоизобразительных компаративныхфразеологизмов базируется на ассоциаци-ях, которые связывают акустические ха-рактеристики речи со звуками животногомира — голосами птиц и млекопитающих.Выявлены модели метафорического пере-носа и наиболее продуктивные зоолексе-мы, участвующие в актах образования фра-зеологизмов данной сферы. Определеныактуальные для слушающего параметрыоценки звучащей речи и аксиологическаянаправленность соответствующих образ-ных сравнений. Показаны возможностирепрезентации звукоизобразительных ком-паративных фразеологизмов в словаре те-заурусного типа с алфавитно-стержневымрасположением материала и в учебномсловаре дискурсивного типа, реализующемавторские методики лингвокультурологи-ческого комментирования и этимологиче-ского парафразирования. Результаты ис-следования будут полезны при разработкетеоретических проблем фраземообразова-ния, могут использоваться в практике ака-демической и учебной лексикографии.