Аннотация:В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с изучением феномена колониализма в современной историографии. Речь идет как об анализе существующих интеллектуальных течений, историографических школ и методологических подходов, так и об очерчивании новых исследовательских полей и выделении перспективных направлений дальнейших исследований. Автор отмечает, что для современной науки актуальной задачей остается изучение феномена колониализма во всей его системной целостности и структурной неоднородности. Автор останавливается на оценке влияния концепции Э. Саида на формирование новых подходов изучения колониализма. Отмечается, что благодаря его работам фокус исследований сместился с социально-экономической и политической истории на изучение культурной и интеллектуальной истории, началось осмысление взаимосвязи производства знания и имперской экспансии. В статье рассматриваются современные исследовательские направления, такие как «Новая имперская история», “Subaltern Studies”, транснациональная история (“Histoire croisée”), анализируются их сильные и слабые стороны. Так представители «Новой имперской истории» стремятся представить колониализм прежде всего как культурный проект, ориентированный на превосходство и доминирование. Последователи “Subaltern Studies” акцентируют внимание на истории людей, которых угнетали и эксплуатировали. Колониализм, империализм и деколонизация предстают в их исследованиях исключительно как история насилия и господства. В русле транснациональной истории феномен колониализма предстает как переплетающаяся, взаимосвязанная история множества разнообразных цивилизаций и сообществ, что позволяет увидеть мир-систему XVI—XX вв. как живую смесь европейских и неевропейских элементов. В рамках “Histoire croisée” заново получает признание, казалось бы, лежащий на поверхности факт — неразделимость метрополий и колоний, имперских практик на местах и ситуаций внутри самих европейских государств и между ними. История цивилизаций, государств и обществ афро-азиатского ареала — бывшего колониального мира, пересмотренная в исследованиях последних десятилетий, свидетельствует о множестве своих траекторий, часто ветвистых, о собственных путях долгого и плодотворного приспособления к различным средам, о своих способах развития рациональной экономики и политики, которые близки именно им. Автор статьи отмечает, что задача современной историографии состоит в стремлении изучить феномен колониализма во всем его многообразии и попутно освободиться от ракурса зрения предшественников, которые рассматривали мир только в фокусе бинарных отношений между европейскими колониальными империями с одной стороны и бывшими колониями — с другой. Необходимо продолжить историческое изучение колониального мира не в качестве коллекции гетерогенных опытов, отражающих разнообразие неевропейских стран, а в качестве значительной части истории единого мира, где все люди, каково бы ни было их происхождение, играли равно значимые роли.