Аннотация:Статья посвящена анализу семантической трансформации слова «свет» в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Цель исследования - раскрыть смысл художественной детали «свет» в контексте данного рассказа. Посредством лингвистического (семантического) анализа мы выявляем специфику функционирования слова «свет» в художественном тексте, что позволяет нам охарактеризовать сюжетную организацию рассказа и его основную идею, поскольку данная деталь (свет) и организует сюжет, и составляет идейное ядро произведения. Кроме того, анализ семантики слова «свет» выводит нас на важные положения относительно художественного мировидения Ф.М. Достоевского. В тексте рассказа «Мальчик у Христа на елке» семантическая структура слова «свет» поляризуется, расщепляясь на два антонимичных значения (по сути, мы имеем дело здесь со случаем энантиосемии, но энантиосемии не слова как такового, а слова-символа в контексте художественного рассказа). Второй смысл слова - «свет Божественной благодати» - Достоевский использует в большинстве своих произведений. В анализируемом нами рассказе происходит сопряжение образа ребенка и образа Христа, потому что 1) невинный ребенок страдает от взрослых, погрязших в грехах; 2) душа ребенка светится Божественным светом. При этом важно, что в художественном сознании Достоевского ýто свет, исцеляющий и преображающий мир, а такое преображение было самой главной, самой заветной мечтой великого русского писателя.