Аннотация:Одной из общих черт конституционных реформ, которые поочерёдно были проведены в Казахстане, России и Беларуси, стало создание достаточно специфических конституционных органов, не вписывающихся в традиционную модель разделения властей, – Совета Безопасности в Казахстане, Государственного Совета в России и Всебелорусского народного собрания в Беларуси. Автор указывает, что компетенция этих органов остаётся неопределённой, их властные полномочия, независимо от обоснования и закреплённого формального статуса, позволяют им контролировать и сдерживать другие институты власти, а в некоторых случаях – и президента. Данные органы не меняют уже сложившуюся управленческую иерархию, однако фактически устанавливают в ней двоевластие. Для системы разделения властей они являются лишними. В данной статье эти органы называются конституционными симулякрами, их основная задача – симуляция конституционной реальности, имитация реального соблюдения всех конституционных норм и принципов при фактическом сосредоточении реальных властных рычагов в рамках нового органа власти. Автор отмечает, что общей чертой новых органов являются их ad hoc характер и усиление конкретного субъекта единовластия. Хотя вопрос об их истинном предназначении остаётся открытым, предположительно, в России и Беларуси они создаются в том числе для целей транзита власти. Традиционная проблема любого персоналистского авторитарного режима – это проблема передачи власти мирным способом, без конкурентных выборов и потрясений для сложившейся вертикали власти. В любом подобном транзите кроется неразрешимое противоречие: субъект единовластия должен передать власть, при этом сохранив своё решающее влияние в созданной системе. Без транзита власти необходимость в дополнительных симуляционных органах конституционного уровня отсутствует. Независимо от того, создаются ли конституционные симулякры для транзита власти или же просто являются дополнительным инструментом для персоналистского режима, они становятся причиной институционального конфликта, неизбежно ведущего к конфликту с другими ветвями власти и потрясению всей конституционной системы.