Аннотация:Цель статьи — проанализировать учение Б. Больцано о высшем нравственном законе. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: исследуются предложенные Больцано варианты обоснования высшего нравственного закона; проясняется контекст, в котором формировались этические взгляды Больцано; наконец, учение Больцано сопоставляется с учением И. Канта о категорическом императиве. Применяются методы рациональной реконструкции и историко-философских сопоставлений. Статья состоит из шести разделов. В первом разделе говорится о том, какую роль играло учение о высшем моральном принципе в философии Больцано. Во втором разделе предлагаются две возможные формулировки высшего нравственного закона и исследуются два варианта обоснования этих формулировок, встречающиеся в работах Больцано, — «субъективное» и «объективное» обоснование. В третьем разделе проясняется контекст: говорится о влиянии богемского йозефинизма на философию Больцано, отдельно рассматриваются два этических учения: практическое учение о нравах К. Г. Зайбта и моральная теология А. Циппе. В четвертом разделе разбирается больцановская критика некоторых аспектов этических учений эпохи Просвещения: Больцано полагал, что гедонизм не может быть краеугольным камнем учения о нравах, и он находил неверным представление моральных теологов о статусе практических истин. В пятом разделе приводится оценка, какую Больцано давал кантовскому учению о нравах, а также отдельно анализируются основания, в силу которых Больцано критиковал кантовские формулировки категорического императива. Наконец, в шестом разделе уточняются некоторые тезисы этической теории Больцано, а также показывается, что больцановская версия утилитаризма способна справиться с некоторыми проблемами кантовской этики.