Аннотация:Статья посвящена полемическому вопросу о Леонардо да Винчи как «изобретателе оперы». Полемика проводится на материале инновационных работ великого мастера в области сценографии. Обосновывается, чтосовременные формы европейского музыкально-сценического постановочногоискусства были предопределены практикой сценографической деятельностивеликого мастера. Сценографическая деятельность Леонардо определяется какзнаковый ансамбль – комплексная сценография. Его постановочное искусстворассматривается как наследие сценического прецедента, который в дальнейшем развитии европейской традиции сохранился как сценографическая модельсодержательно-сценического построения танцевального спектакля (например,Праздник Рая) и как формообразующий принцип организации сценического присутствия в прообразе оперного спектакля. Наследие сценического прецедентаприобретает и структурная последовательность организации музыкального материала спектакля ‒ инструментальная «рамка» интродукция / финал, чередование певческих номеров, например, хора и lamenti Данаи в Юпитере и Данае.Автор базируется на методологии комплексного текстового, иконографического и искусствоведческого анализа. Это позволяет показать историческое значение постановочного искусства Леонардо в области комплексной музыкально-сценической сценографии, объединившего своим феноменальным талантомграни сценографа, перспективиста, художника-декоратора, дизайнера костюмови интерьера, инженера-экспериментатора ‒ того, что в современном сценическом искусстве будет обретено в формах, например, иммерсивного театра и музыкального перформанса.