Аннотация:Рассматриваются основные детерминанты подготовки специалистов, роль университетских корпораций и кафедр в этом процессе. Показано качественное отличие реализации творческого потенциала кафедр, функционирующих на основе корпоративизма, от строго функционального подхода к исполнению преподавательских обязанностей и механистического учета показателей и достижений. Сопоставляются содержание и формы работы кафедры советского института и современного российского университета, а также причины смещения центра коррупции при поступлении в высшие учебные заведения с университетов, как это было в советское время, в современные школы в форме «натаскивания» учеников старших классов штатными учителями школ для сдачи ЕГЭ на максимально высокий балл. Подчеркивается неоспоримое преимущество бесплатного государственного образования над платным (коммерческим), поскольку государство заинтересовано в стабильности, всеобщности, устойчивости, гуманности и консерватизме образования как социального процесса. Образование в стране должно быть преемственным, не подлежащим революционным изменениям и соответствующим научно-техническому прогрессу. Россия, проводя образовательную реформу, реализует план, позволяющий использовать новую систему образования для формирования более устойчивых предпосылок для роботизации мышления и формализации деятельности. В статье приводится авторская оценка современного образования в стране, результаты реформы системы высшего образования и просвещения.