Аннотация:В статье изучается регулирование сроков и процесса профессионального обучения общими для всего Французского королевства и отдельными мануфактурными регламентами Нового времени. Их предписания сопоставлены с ремесленными традициями, что позволило поставить вопрос о преемственности идей и практик, а также принятой и новой терминологии нормативных актов. Задавая срок обучения, являвшийся его основной нормативной характеристикой, мануфактуры, как и корпорации, полагали безусловной непрерывность этого процесса, как и профессиональной деятельности в целом, однако не могли не учитывать объективные жизненные обстоятельства и личностные конфликты (смерть мастера, нехватка работы, побеги учеников и др.). Автор анализирует, как регламенты квалифицировали отсутствие или присутствие ученика и мастера в мастерской в ходе обучения, его продолжительность и последствия.