Аннотация:Цель настоящей статьи – проанализировать рецепцию ценностей и образов античной культуры в поэме Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки».В ерофеевском произведении античное противопоставлено христианскомукак языческое, характеризующееся такой нормой, как месть, и такой ценностью, как героическое. В ерофеевском произведении эти представленияпроникнуты иронией и подвергнуты отрицанию (образы Сфинкса, Эриний,царя Митридата). Совсем иным является отношение к гераклитовскомуречению «Душе присущ самовозрастающий Логос» (фрагм. 115), котороенарратор применяет к себе: оно носит в поэме амбивалентный травестийно-серьезный характер, указывая на способность личности к духовномуобогащению. Позитивная рецепция этого речения объясняется, по-видимому, тем, что гераклитовский афоризм интерпретируется в контексте христианской концепции Логоса – Слова Божия.