Аннотация:Данная работа является содержательным обобщением результатов ряда исследований состояния триады "Университет - Наукоград - Регион" (УНР), а также образовательной среды России на разных иерархических уровнях. Представлена первая попытка сравнения триады "Университет - Наукоград - Регион" с параллельным западным исследованием - моделью тройной спирали (ТС) "Университет - Бизнес - Власть" профессора Стэндфордского университета Г. Ицковица.
Предложен аналитический подход, парадигму которого составляют концепция, базирующаяся на ряде принципов, и методология, представляющая собой набор методик. В качестве основополагающего методологического принципа принят принцип опережающей функции образования, постулирующий необходимость превышения темпов развития образования над темпами развития экономики, чтобы образование играло роль локомотива экономического развития. Компоненты исследования проведены на основе методов числовой и нечисловой статистики, в т.ч. параметрического/непараметрического корреляционно-регрессионного анализа, экспертных методов, теории нечетких множеств по данным официальных статистических сайтов России.
Представлены некоторые обобщенные содержательные результаты исследования в области методологии и инструментальных основ оценки влияния образования на развитие социально-экономических систем различных иерархических уровней на пути к VI экономическому укладу - экономике знаний. Изложенный инструментарий обладает свойством повторяемости, что важно при оценке текущего состояния исследуемых объектов и корректировке тактических решений для достижения и/или корректировки стратегий развития, что является важным для решения народнохозяйственных задач регионального развития.
Показано, что подобные исследования сегодня политически и идеологически заострены, связаны с осмыслением роли России в современном мире. Сделан вывод о том, что объединенный подход на основе моделей ТС и УНР может рассматриваться новым направлением исследования образовательной среды во внешнем социально-экономическом окружении - сложной системы, устойчивое состояние и развитие которой является предпосылкой на пути к новому экономическому укладу - экономике знаний.