Аннотация:В XVI–XVII вв. на Руси появляется несколько литургических сюжетов: «Да молчит всякая плоть человеча...», «Иже херувимы...», «Видение Григория Богослова» и «Ныне силы небесные...». Последний из них представлен почти единственным памятником, в силу чего почти не изучался. Верхнюю часть композиции этой сцены занимает изображение неба, где в центре восседает Спас в силах, окруженный ангелами. А ниже представлена литургия, совершаемая святителем на фоне храма. Помимо иконы с конкретным написанием, где используется цитата из гимна, исполняющегося на литургии Преждеосвященных даров, существует несколько сцен, которые похожи по композиции и используют почти тот же набор мотивов. Эти сцены в целом можно назвать «Святитель служит литургию», однако сами произведения имеют различные надписания: «Литургия», «Святитель служит Господу» и другие. В центре композиции на этот сюжет представлен святитель, к которому подходят миряне (или святые по чинам святости), а над ним — Господь в мандорле в окружении небесных сил. То есть почти полностью повторяется композиция сцены «Ныне силы небесные...». Заметно, что в обоих случаях в основе композиции лежит мотив «святитель перед престолом», который является маркером литургической сцены, однако он осложняется образом предстоящих мирян и явления Господа во славе. Судя по всему, сцена «Святитель служит литургию» и подобные ей развивались параллельно с другими литургическими сюжетами, поэтому использовали схожий набор мотивов. В целом семантика сюжетов «Святитель служит литургию» и «Ныне силы небесные...» близка остальным литургическим сценам, распространенным на Руси: в них выражена идея приобщения верующего горнему миру и наглядно показан способ достижения рая посредством литургии.