Аннотация:Основой для размышлений о роли искусства в процессе социализации современного человека выступила идея Г.Г. Шпета, касающаяся готовности субъекта к восприятию искусства, к эстетическому восприятию и эстетическому воспитанию. Эта мысль, высказанная им в работе «Искусство как вид знания» (1926/1927), послужила связующей нитью в анализе социально-психологических функций искусства таких, как трансляция ценностей, нравственное воспитание, формирование художественного вкуса, развитие критического мышления и саморефлексии в процессе становления идентичности. Наряду с готовностью субъекта к эстетическому восприятию и эстетическому воспитанию противоположным ракурсом в исследовании этой проблемы является понимание искусства как составляющей культуры. В эпохи застоя и в ситуации культурных изменений на передний план выходят различные конфигурации социализирующих функций искусства. Согласно диалектике субъекта и культуры, социализирующее воздействие искусства обусловлено двумя предпосылками. Первая – социокультурный контекст, который определяет, какие произведения допущены в публичное пространство; какие практики взаимодействия с ними признаются нормативными; используется многозначность или однозначность в толковании произведения искусства и т.п. Вторая предпосылка – субъективное состояние человека, степень его вовлеченности в саморазвитие, уровень подготовленности к эстетическому восприятию. Последнее предполагает построение особых «функциональных органов» для переживания этической, эстетической, экзистенциальной сложности, развитие художественного вкуса. Разрабатываемое на стыке философии, социологии, психологии, искусствоведения, педагогики междисциплинарное понятие «художественный вкус» удачно объединяет социальные и индивидуальные аспекты эстетического воспитания: с одной стороны, воздействие художественной среды и произведений искусства на формирование субъекта; с другой – его личные предпочтения и пристрастия, субъективность как таковую. Методологической основой исследования выступил диалектический подход, позволяющий сфокусироваться не только на социализации человека посредством искусства, но и на тех культурных факторах, которые как содействуют, так и препятствует эстетическому воспитанию, формированию художественного вкуса