Исповедь как литературная форма: истоки возникновениястатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 июля 2024 г.
Аннотация:Будучи неотъемлемой частью культуры, литературная исповедь адаптируется к происходящим в ту или иную эпоху изменениям, а значит, ее теоретическое рассмотрение должно учитывать контексты функциони- рования. Благодаря собственной «всепроникаемости» исповедь встреча- ется в разных дискурсах: религиозном, судебном и словесно-художествен- ном. Обращение к истокам возникновения литературной формы исповеди, которая сопротивляется строгому жанровому определению, необходимо для изучения ее специфики и дальнейших художественных трансформа- ций. Литературная исповедь «генетически» и структурно наследует испо- веди религиозной. Эта преемственность также видна из лингвокультуро- логического анализа: лексема «исповедь» приходит в русский язык путем калькирования греческой словообразовательной модели, а значение стоя- щего за ней понятия подразумевает не формальное перечисление грехов, а внутреннее их осознание и самоанализ. В православии покаяние (особен- но в духовничестве) исторически носит терапевтический, врачевательный характер, что находит наиболее яркое художественное отражение в испо- ведях героев Ф.М. Достоевского, произведения которого сохраняют рели- гиозную тематику. Трансформация практики исповеди в католичестве и позднее в протестантизме тоже влияет на появление ее новых форм, в том числе светских, которые отличает обращение кающегося не к божествен- ному, а к человеческому суду, сосредоточенность на собственном внутрен- нем мире. При этом светская исповедь – широкое понятие, которое реа- лизуется и в литературной (художественной) форме, и в «жизненных», и в псевдоисповедальных текстах. Но если в таинстве покаяния верующий исповедует собственные грехи, получает их отпущение от священника и прощение от Бога, то в искусстве слова «исповедующийся» автор / герой повествует о своих прегрешениях, описывает состояние души, делая чита- теля (слушателя) полноправным участником этой коммуникации. Несмо- тря на «генетическую» преемственность и общее психологическое основа- ние, отождествление религиозной и литературной исповеди ошибочно, а главным критерием их разграничения становится ценностное отношение «исповедующегося» к другому / Другому.