Аннотация:Первоначально отношение традиционных историков к визуальному моделированию было довольно неоднозначное от скепсиса до одобрения. В начале 90-х годов прошлого столетия трехмерная графика была предметом интереса в большинстве случаев лишь для специалистов технической направленности. За последнее время 2004 – 2010 г. число виртуальных исторических реконструкций существенно выросло, значительно вырос контингент исследовательских групп, применяющих технологию трёхмерного моделирования в исторических и археологических исследованиях. Технологии 3d стали применяться как в среде историков, архитекторов и музееведов, так и в междисциплинарных группах.
Последние 2 – 3 года были отмечены возросшим числом виртуальных онлайн реконструкций. Основным недостатком подобных проектов является их разрозненность и отсутствие единых стандартов представления и публикации виртуальных реконструкций, как в онлайне, так и на носителях CD и DVD.
Решением вопроса разрозненности стало появление двух крупных систем сетей, обеспечивающих онлайн доступ к виртуальным реконструкциям: Google Earth и Vizerra. Анализ подобных сетей позволит нам по-новому взглянуть на вопросы представления виртуальных реконструкции историко-культурного наследия в Интернете, построения виртуальных онлайн музеев и галерей, а также на программные возможности инструментария и полученные научные результаты команды исследователей в ходе работы.
Рассматривая систему Google Earth стоит отметить, что в её основе лежит использование данных спутниковой карты, на которой размещаются трёхмерные модели современных строений, а также текстовая и визуальная информация, которой захочет сопроводить трёхмерную модель разработчик. Предвидя, что база реконструкций будет расширяться в сферу исторической реконструкции компания Google разработала возможность подключения к программе отдельных модулей. Так одним из крупных модулей подключенных к Google Earth является реконструкция Рима IV века н.э. проект Rome Reborn.
Особенностью данной системы сети является её открытость для всеобщего пользования и пополнения материала другими научными сообществами.
Среди крупных виртуальных 3d сетей культурного наследия, доступного в онлайн, стоит выделить сеть Vizerra. Разработкой данной сети занимается московская компания 3Dreamteam, работающая в сфере трёхмерных технологий. На данный этап времени сеть Vizerra включает в себя 19 доступных и две на стадии разработки виртуальные реконструкции мировых памятников культурного наследия. Большая часть памятников находиться под охраной ЮНЕСКО.
В основе «трёхмерной онлайн сети культурного наследия» лежит использование карты Google Map и 3d engine (трёхмерного движка) с возможностью представления реконструкции через Интернет в онлайне. Разброс по памятникам культуры, подвергнутых реконструкции весьма широк от архитектурных ансамблем Камбоджи (Ангкор-Ват), руин инков в Перу (Мачу-Пикчу), каменного города Пьетра, высеченного в скале (Иордания), мавзолея Тадж-Махал (Индия), монастырей Армении (монастырь Татев), Украины (Киево-Печерская Лавра), до старинных пражских улиц (Староместской площади) и главной площади города Венеции – Сан-Марко (Италия).
В число воссозданных памятников культуры вошли и четыре памятника из России: Кижи, Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Красная площадь Москвы, дворцовая площадь Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и мечеть имени Ахмата Кадырова в Грозном.
В качестве одной из особенностей сети Vizerra, разрабатываемой 3Dreamteam, стоит отметить её изолированность от научного сообщества, т.к. разработку и пополнение материала сети занимается только одна компания. Хотя работы и затрагивают историю, но реально находятся далеко от её изучения, во-первых т.к. занимаются больше реконструкцией современного состояния памятников культуры, во-вторых в ходе работы, вообще не привлекаются архивные данные. В результате чего можно отметить, что компании специализирующиеся на трёхмерных реконструкциях памятников культуры и архитектуры и научные исследовательские центры, использующие технологии трёхмерного моделирования для анализа исторической действительности и реконструкции, работают в разных плоскостях.
Опыт анализа «трёхмерных онлайн сетей культурного наследия» позволяет нам утверждать, что область подобных сетей остаётся пока ещё не проработанной, и сфере исторической реконструкции подобная трёхмерная онлайн сеть культурного наследия, в основе которой лежит историческая реконструкция памятника культуры, может появиться только в сообществе историков. Рассмотрев опыт разработки и функционирования сетей, стоит затронуть речь о возможности разработке подобной сети в России в среде сообщества историков, археологов, музееведов и др. гуманитариев, открытой для научного сообщества. Отдельно нами будет рассмотрен вопрос о технологической составляющей разработки сети и требования к виртуальной исторической реконструкции.
Все вышеперечисленные вопросы подробно будут освещены в нашем докладе на конферен-ции АИК-2010.