СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 13 июня 2017 г.
Аннотация:Рассматриваются новые тенденции процесса социализации подростков, связанные с возрастающим влиянием информации как нового института социализации. Показывается, что специфика информационной социализации определяется как когнитивными особенностями подростков, так и эмоциональными составляющими поиска, переработки и передачи информации, а также новыми языковыми формами, которые появляются в Интернете и широко распространяются на другие информационные пространства и сферы общения. Приводятся материалы, раскрывающие роль мотивационной направленности, творческой деятельности, задач развития и стилей идентичности в процессе информационной социализации. Прослеживается динамика развития информационного пространства и способа восприятия и интерпретации информации. Раскрываются позитивные и негативные стороны информационной социализации в подростковом и юношеском возрастах. Приводятся результаты исследований, которые показали серьезные расхождения в информационных пространствах взрослых (пожилых) людей и подрастающего поколения, что доказывает актуальность проблемы информационной ресоциализации, а также адекватность использования конструкта психологического хронотопа при изучении информационной социализации. Приводятся данные, которые показывают, что в зависимости от возраста изменяются не только информационные предпочтения, но и степень доверия к ним. Степень доверия и выбор информационных источников зависят и от пространства, поэтому критерии классификации информационных полей могут рассматриваться и как критерии, определяющие позиционирование в информационном пространстве и времени. Представлены результаты эмпирического исследования роли интересов, мотивации и задач развития в расширении информационного пространства подростков, а также характера их работы с информацией. В процессе работы изучались информационные предпочтения и стили работы с информацией у подростков с различными интересами и мотивационной направленностью. Полученные материалы показали, что выбор СМИ и информационное пространство подростков тесно связаны со сферой их увлечений и с особенностями социальной ситуации развития. Сфера интересов подростков и их творческая деятельность определяют выбор и способы получения информации, расширяя их информационное пространство и повышая уровень информационной осведомленности. Материалы исследования также доказали, что специфика информационного пространства определяется задачами и социальным контекстом развития, а стили идентичности и способы интерпретации информации связаны с мотивацией и спецификой творческой деятельности.