Аннотация:В статье расссматривается проблема разграничения фабулы и сюжета художественного текста. Сначала приводится этимологическая справка об этих словах, затем дается обзор некототорых работ по поэтике за последние приблизительно 100 лет. Отмечается, что только в работах русских формалистов впервые в истории науки удалось на высоком теоретическом уровне развести значение и употребление терминов фабула и сюжет. Одновременно объясняется отстутствие в аппарате формалистов понятия композиции и наличие важнейшей категории сюжетного построения – мотивировки. Утверждается, что всестороннее изучение мотивировок, как экстенсионально-семантических (диегетических), так и интенсионально-семантических, могло бы продвинуть изучение поэтики далеко вперед. Констатируется, что вместо этого у большинства авторов второй половины XX в. четкость различения фабулы и сюжета, свойственная формалистам, утрачивается. Например, исследователям, которые склонны считать фабулу и сюжет просто синонимами, подлинно концептуальное их разграничение не свойственно. Кроме того, отмечен и принципиально иной подход к проблеме, в корне отличный от подхода формалистов.Затем кратко описывается вопрос о структуре художественного текста, который понимается как вопрос об уровнях этой структуры. Далее указывается, что только правильное решение вопроса о том, какие именно единицы различаются внутри фабулы и сюжета, может помочь лучшему пониманию самих категорий фабулы и сюжета. Обосновывается, что единицы фабулы – это квазиреальные события и цепь, ими образуемая («фабульная пятичленка»), а единицы сюжета – это все эпизоды текста. После этого предлагается типология эпизодов. В заключении подчеркивается, что фабула и сюжет – это два уровня одного явления – всей объектной организации текста. Обосновывается новое понимание сюжетологии: это учение о сюжете как эпизодизации текста.