Лидеры общественного мнения в современном медиапространстве / XVII Международная конференция "Сорокинские чтения - 2023", 20 февраля 2023 г. Сборник материаловстатья
Аннотация:Традиционное понимание авторитетной позиции, исходящей от политика, общественного деятеля, ученого или любого другого компетентного специалиста в конкретной области в современном медиапространствеутрачивает своё значение. Напротив, к числу лидеров общественногомнения в современном медийном информационном пространстве относятся представители самых различных сфер деятельности и профессий.Стоит, отдельно упомянуть и активных представителей блогосферы, посути, имеющих доступ к информационно-коммуникативному пространству и нередко внушительное число подписанных на них пользователей.В понятиях современного информационного общества каждый из нихимеет значительный коммуникационный потенциал. Однако здесь возникает вопрос о моральном праве во всеуслышанье заявлять некомпетентное мнение (например, по острым политическим вопросам) и ответственности подобные действия. В широком смысле вопрос этот связан онеобходимости введения контроля над медиапространством.Разделение общественного мнения по поводу проведения специальной операции начатой Российской Федерацией в марте 2022 года не могло сразу же не отразится в информационном пространстве. В множествевысказанных оценок в поддержку и против решительных действий российского правительства наиболее ярко прозвучали и продолжают звучать позиции, так называемых, лидеров общественного мнения.В модели П. Лазарсфельда, лидеры общественного мнения выступают в качестве своеобразного фильтра перед тем, как уже проинтерпретированная ими информация в виде оценочных мнений и суждений попадетк тем группам населения, для которых их мнение является авторитетным и важным [2]. Информация из СМИ, по мнению П. Лазарсфельда,не попадает напрямую в общественное сознание, а преломляется черезуровень лидеров общественного мнения [1]. Однако имея ввиду современное информационное общество возникают как минимум два вопроса.Кого можно считать лидером общественного мнения? Какого их влияниена аудиторию в медиапространстве?Думается, что одной из актуальных политических задач в современном российском медиапространстве выступает выявление лидеров общественного мнения и, в том числе, определение критериев лидерства.Рейтинг инфлюенсеров (лидеров ОМ) проводимый, например, агенствомRomir ежеквартально обновляется и позволяет наблюдать динамику изменения общественных предпочтений. Методология проведения исследования и составления рейтинга в общих чертах представлена на сайтеагенства [3].Очевидно, что выявление лидеров общественного мнения в медийном пространстве требует использования соответствующих подходов. Носправедливо сказать, что те из них, которые сегодня применяются в различного рода исследованиях видятся не вполне объективными. В частности, индикатором популярности в современных социальных сетях принято считать «количество подписчиков», «количество просмотров/лайков идизлайков», «количество комментариев» и т.д. Однако, отражение этимииндикаторами действительного восприятия пользователем самого автора или его отношения к какой-либо проблеме не больше, чем фикция.Совершенно очевидно, впрочем, что более глубокий дискурс анализ даже отдельно взятых публикаций - слишком затратное на сегодняшнийдень мероприятие. Современное положение требует усовершенствованияметодологии оценивания общественного мнения в медийном пространстве