Анализ репрезентации актуальной политической тематики в цифровых плакатах и интернет-мемах: оценка медиаэффектов с использованием айтрекинговых технологийстатья
Аннотация:Статья посвящена анализу современных цифровых политических плакатов и интернет-мемов как феноменов, демонстрирующих растущие функциональные возможности в условиях информационной войны, репрезентирующих актуальные темы и нарративы новостной повестки в социальных медиа и имеющих высокий уровень эмоциональной выразительности. В ходе исследования контента социальных медиа (ВКонтакте, Telegram) был осуществлен анализ более 100 цифровых политических плакатов и интернет-мемов, посвященных современным политическим процессам. На их основе была сформирована выборка из 28 медиатекстов с учетом их коммуникационного эффекта (частота представленности на цифровых платформах) и осуществлена систематизация тематики по 10 блокам. При исследовании медиаэффектов применялась технология визуального нейромаркетинга (айтрекинговые технологии) и онлайн-опрос. Респондентами выступали молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет. Исследование осуществлялось с применением основных положений когнитивного подхода при изучении медиаэффектов в рамках двух взаимосвязанных моделей: агенда-сеттинг (agenda-setting) или «установление повестки дня», фрейминг (framing) - анализ содержания и формы подачи информации. Основные результаты исследования позволили выявить ключевые паттерны внимания и области интереса респондентов («изображение», «текст»), а также отношение к предложенным стимулам.