Аннотация:В статье рассматривается, как создавалось и создается искусственное тело японских буддийских статуй, и какие идеи с этим связаны. Эта телесность в большей или меньшей степени соприкасается с человеческой телесностью, а в каких–то аспектах — конструирует свою собственную реальность. Эти вариации образуют то, что мы назвали «спектр телесности» японской буддийской скульптуры. Речь идет о способах наделения статуй свойствами священного объекта и живого существа со своим «телом», о практике почитания мумий монахов и о практике культовых процессий, в ходе которых живые люди перевоплощаются в бодхисаттв. На первый взгляд, может показаться, что последние два явления не связаны со скульптурой как таковой — но мы показываем, что они имеют к ней непосредственное отношение. Сквозной взгляд на все эти практики и явления, достаточно хорошо изученные по отдельности, попытка объединить их под общей темой и использование конкретных памятников в качестве примеров вносит новые аспекты в уже существующую историографию.