Место издания:ИНИОН РАН, центр перспект. методологий соц.-гуманит. исследований Москва
Первая страница:82
Последняя страница:96
Аннотация:В настоящей работе анализу подвергаются методологические основания научной концепции Поля Тибо, одного из создателей теории оязыковления, получившей широкий резонанс в современной социо- и когнитивной семиотике. В центре внимания исследователя оказываются две научные проблемы – процесс формирования личности
и роль высказывания в процессе ее формирования.
Формирование личности П. Тибо представляет как двухэтапный процесс взаимодействия со средой и последующей индивидуализации личности, управляющийся отношениями внешнего и внутреннего диалога личности. В ходе анализа данных этапов устанавливаются уровни формирования личности, а именно: прото-личность, интеракциональная
ориентированность на другого, триадическая прото-себя-другой интеракциональная ориентированность, младенческое прото-оязыковление и оязыковление, нарративная личность и
автобиографическая память. Социосемиотическая модель личности ребенка проектируется
П. Тибо в рамках экспериенциальной топологии; она представлена тремя уровнями, описывающими социально-семиотическое окружение ребенка в возможных и конкретных ситуациях, а также его артикулируемые ответы и контекстуально обусловленные установки.
В ходе социосемиотического анализа высказывания как социального действия автор руководствуется следующим алгоритмом: выделение клаузы и установление в ней тема-рематических отношений, модальности, позиции автора, семантических ролей, роли
высказывания в семантической структуре ситуации. Усложнение высказывания-действия,
реализующегося в увеличении дистанции между человеком и объектом, человеком и источником знака, источником символа и объектом референции, адресатом и адресантом,
свидетельствует о развитии более сложных форм оязыковления у ребенка. Среди особенностей высказываний-действий П. Тибо называет их агентивный или динамический характер, их потенциал в реализации онтологической категоризации мира и семантического
конструирования ситуации, их рекурсивную природу.