«Туркомстарис в виду его бездеятельности, из-за отсутствия средств будет уничтожен…». К истории формирования научной и культурной политики в советской Средней Азии в первой половине 1920-х ггстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Аннотация:После октябрьского переворота 1917 г. начался процесс формирования новых органов власти, которые должны были выработать и провести в жизнь политику новой власти в области науки и культуры. На территории бывшего Русского Туркестана (Туркестанской АССР в составе РСФСР) этот процесс осложнялся тем, что новая политика должна была соответствовать ожиданиям местного мусульманского населения, соответственно, принимаемые меры должны были гарантировать его лояльность. Не последнюю очередь в выработке политики в области науки и культуры, в частности, в области реставрации памятников истории и культуры, имел тот факт, что за их судьбой следили представители мировой научной общественности. Научная общественность в лице Постоянной Туркестанской комиссии Российской академии истории материальной культуры (ПТК РАИМК) под руководством академика В. В. Бартольда претендовала на руководящую роль в определении направлений научной и культурной политики в советской Средней Азии. Борьба за влияние на туркестанские учреждения, отвечавшие за политику в области науки и культуры, в частности, за реставрацию памятников архитектуры, прежде всего, Турккомстарис, функционировавший при наркомпросе ТАССР и обладавшей собственными филиалами, окончился для представителей научной среды провалом. ПТК РАИМК была расформирована, решающее слово всякий раз оставалось за центральными органами власти, которые, не имея должных профессиональных компетенций, в разработке научной и культурной политики в Средней Азии руководствовались исключительно соображениями политической надобности. Сложившаяся к середине 1920-х гг. модель научной и культурной политики в Средней Азии была в целом характерна для периодов масштабных реформ во всей стране: научая общественность оставалась подчиненной органам государственной власти и не имела решающих полномочий.