Аннотация:В своей новой книге норвежский психолог Оле Мадсен обсуждает рост терапевтической культуры и психологизации современного общества. Среди ключевых тенденций современности он выделяет переход от традиционного социального существования к высокой индивидуализации жизни. Это означает, что все больше ответственности за психологическое благополучие, за совершаемые выборы и принятые решения возлагается на самого человека. В сфере образования и социализации подрастающих детей и подростков подобное положение вещей влечет за собой пересмотр содержания образования и введение новых учебных программ. В скандинавских странах в систему образования вводятся междисциплинарные учебные предметы, посвященные здоровью и жизненным навыкам, включая знания о своем теле и психическом здоровье, современном образе жизни, финансовой безопасности и потреблении. Однако О. Мадсен задается вопросом, помогает ли введение в учебные планы указанных специальных дисциплин на самом деле укрепить психическое здоровье подростков и помочь молодежи лучше справляться с текущими проблемами такими, как школьный стресс и давящие социальные ожидания? Цель его книги – подвергнуть сомнению распространенные идеи, касающиеся цифровой безопасности, молодежных проблем с психическим здоровьем и навыков жизненного мастерства, которые повсеместно вводятся в школах. О. Мадсен приходит к выводу, что пересмотр содержания образования направлен на то, чтобы возложить ответственность за собственное физическое и психическое благополучие на личность, а не устранять нарастающие в современном обществе политические и социальные дисфункции, например, проблемы неравенства, безработицы, доступности качественного образования и медицины. Согласно О. Мадсену, решение системных институциональных проблем средствами индивидуальных жизненных стратегий является распространенным когнитивным искажением, а рост терапевтической культуры и тотальной психологизации способен сделать молодежь гораздо более уязвимой и менее устойчивой к жизненным кризисам.